Современное понимание и определение сущности информационной культуры

Другая информация » Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека » Современное понимание и определение сущности информационной культуры

Страница 2

Мы обосновываем необходимость изучения информационного поведения специалистов как основания для социальной дифференциации. С развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди без образования, не умеющие самостоятельно наращивать профессиональные знания и, при необходимости, переквалифицироваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. И если прежде причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, сегодня фактором расслоения становится уровень информационной культуры, проявляющийся в информационном поведении.

Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность личности как познающего субъекта, его умение ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов или, иными словами, те возможности, которые общество предоставляет индивиду, стремящемуся состояться как профессионалу и личности. Представляется, что в самое ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию (точнее, новое знание) в своей повседневной жизни.

С 1996 г. кафедра научно-технической информации СПбГУК совместно с библиотеками Санкт-Петербурга ведет исследование информационного поведения студентов, аспирантов и преподавателей. Результаты исследования показали, что оказалось возможным выделить три категории респондентов, условно названных "элитной", "средней" и "низшей" группами. Критерием для такой дифференциации послужили варианты ответов на вопросы, касающиеся:

знания иностранного языка (языков) и чтения иностранной литературы;

уровня компьютерной грамотности;

интенсивности использования фондов различных библиотек города;

использования электронных информационных услуг (путем поиска в БД или работы в компьютерных сетях).

Стало очевидным, что студенты, включенные в "элитную" группу, чаще совмещают работу с учебой. Это дает им свободу действий, в том числе, в плане дальнейшего наращивания профессиональных знаний. Они чаще других приобретают профессиональную литературу в личное пользование, имеют доступ к коммерческим БД, высоко ценят возможности профессионального общения, напрямую связывают уровень информационной обеспеченности с успешностью учебной и профессиональной деятельности.

Полученные результаты свидетельствуют о правомерности гипотезы, рассматривающей информационное поведение как значимое основание социальной дифференциации общества.

Уровень информационной культуры ощутимо влияет на успешность жизнедеятельности личности и расширяет свободу действий человека. В настоящее время умение находить и использовать информацию влияют на социальный статус в не меньшей степени, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и другие социальные факторы. Можно предвидеть время, когда условием вхождения в интеллектуальную элиту станет уровень информационной культуры личности.

Доказано, что информационное поведение различных социальных групп поддается наблюдению, сопоставлению и оценке. Разработана методика изучения информационного поведения людей, пригодная для целей стратификации общества. Предложена модель эталонного информационного поведения специалиста начала ХХI века, включающая следующие компоненты:

осознание важности непрерывного образования и сознательное стремление к нему;

ориентация на мировые информационные ресурсы;

комплексное использование различных каналов получения информации;

способность к рефлексии и реальной самооценке уровня собственной информационной компетентности;

стремление к профессиональному общению, к обмену знаниями;

активность в распространении нового знания;

соблюдение этических норм делового общения.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Газеты и американская революция
Основным ограничением свободы печати в Англии 18 – середины 19 вв. был гербовый сбор, из-за которого цена на газеты возросла настолько, что малообеспеченные слои населения не могли их покупать. Закон о гербовом сборе, принятый английским ...

Семейные традиции
Семейно-родственные отношения татар прошли сложный путь развития. К 18 веку большие семьи начали исчезать, наметилась тенденция к образованию малых семей. Однако, между родственниками продолжала практиковаться широкая взаимопомощь в хозяй ...

Рождество Христово. Колядки. Новый Год. Крещенье
Как говорилось в предыдущем выпуске, святки начинались задолго до Рождества, но вплоть до праздника они имели спокойный и благочинный характер. Канун Рождества Христова, рождественский сочельник, был наиболее тихим днем святок. Он проходи ...