Музыка и танец

Музыка татарского народа, как и другой вид искусства, прошла многовековый путь исторического развития. Ладо-интонационные (пентатоника) и ритмические особенности имеют общие черты с музыкальными традициями тюркских и финно-угорских народов Поволжья, что дает возможность предположить связь лирических татарских напевов с историческим музыкальным эпосом языческой эпохи.

Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа - его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты) и лирические песни. В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение, традиционно одноголосное.

В старинных песнях и фольклорных танцах девушек с их пластичностью и грацией, застенчивыми движениями отсутствует всякий намек на размах, раздолье или разгул. Однообразные движения мелкими шажками почти на одном месте в народном татарском танце, как и протяжные грустные песни, красноречиво говорят о скромной затворнической жизни девушек-мусульманок.

Наиболее распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (скрипка), сурнай (восточный музыкальный интсрумент).

Частью музыкальной культуры являлась духовная музыка. Ислам, как официальная религия, влиял не только на культуру в целом, но и на развитие музыкального искусства. В самом коране, как известно, нет прямого запрета музыки, она присутствует в мусульманском культе, помогая верующим постичь содержание священной книги мусульман - корана, который читался нараспев. Напевы речитаций сур (частей корана) устно передавались от поколения к поколению в стенах религиозных учебных заведений.

Формирование профессиональной татарской музыки и школы композиторов происходит к середине нашего столетия. Именно тогда появляются такие имена, как С.Сайдашев, Н.Жиганов, М.Музафаров, Д.Файзи и другие. Они сумели создать новый оригинальный стиль, творчески сочетающий народные традиции с формами и жанрами европейской профессиональной музыки.

Другие материалы:

Леон Баттиста Альберти. Теоретическое наследие, проекты и постройки
Альберти, Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472), итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства и гуманист. Родился 14 февраля 1404 в Генуе, учился в Венеции, Падуе, окончил Болонский университет. В 1432, после поездки во ...

Культура Египта
История гос-ва и к-ры Е. делится на неск-ко периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Е. - это было время образования рабовладельческого строя и деспотического гос-ва, на протяжении кот. сформировалась хар-рное для древ. ...

Пороховая башня
Пороховая башня первоначально называлась Смилшу (Песочной) башней, потому что, являясь составной частью крепостной системы, прикрывала вход в Ригу со стороны Большой Песочной дороги. В письменных источниках впервые упоминается в 1330 году ...