Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности молодежи

Страница 8

Социально-культурные центры – это одно или многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. «Основные сущностные черты такого центра, заключаются в его широком социальном назначении, которое (прежде всего) состоит в удовлетворении культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формировании культурной среды».

Культурные центры создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу, путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус самостоятельного юридического лица. Цель их создания – интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ.

Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающих использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.

Структура культурного центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой – развивающей, творческой игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.

Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей, школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках социально-культурного центра структурой обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

В работе с молодежью досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива.

Это то общее, что позволяет рассматривать культурный центр как особый социальный институт. Однако в каждом конкретном случае (как учреждение данного типа) он может проявляться в своей специфической форме, определяемой диапозоны предлагаемых культурных занятий. Нужно отметить следующее, что в зависимости от контингента людей, их сложившихся вкусов, традиций, предпочтений в сфере досуга культурного центра, могут быть преимущественно рекреативно развлекательного характера, спортивно-оздоровительного, ориентироваться на активные формы культурной деятельности населения (например, выступать как база деятельности различных любительских объединений) или сочетать в себе в равной степени все обозначенные виды. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах больших городов, а также средних и малых.

Принципиальным отличием современных культурных центров от функционирующих ранее домов и дворцов культуры (в связи с перспективными тенденциями в сфере досуга) является преимущественный акцент в их деятельности на групповые и индивидуальные формы работы с различными социально-демократическими группами населения, особенно с подростками, молодежью, людьми пенсионного возраста. Да и в самой идее социально-культурных центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму, самодеятельности и инициативе населения и общественному самоуправлению. В таких центрах должны максимально использовать большие и потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовой или учебный коллектив, различные общественные организации и т.д.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другие материалы:

Морфологические и деривационные средства
Специфические морфологические средства могут осознаваться как устаревшие (водою вместо обычного водой) или как просторечные, диалектные, то есть социально маркированные. Например, Слава Тарощина в аналитическом материале о русском экстрем ...

Болховская
Французские новые моды перешли к нам в конце позапрошлого столетия. Первые поклонницы мод произвели на улицах целую сенсацию. Одна из таких модниц — это жена известного тамбовского помещика и коннозаводчика Болховская; вот что писал о не ...

Александро-Невская лавра
Монастырь основан по воле Петра I в память св. Александра Невского в 1710 на берегу Невы. Указом Павла I переименован в лавру. С устройством каналов ее территория превратилась в т.н. Монастырский остров (между Невой, р.Монастыркой и Обво ...