Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности молодежи

Страница 20

Культурно-ориентированное поведение – доминирует ориентация на приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговых занятий. В этом случае менее значимым для участников досуговой программы являются рекреационный элемент и социальный состав объединения. Главным остается процесс просвещения или обучения. Нельзя не отметить рост числа новых учебных образований, создаваемых в клубе, являющихся «детищем перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования, бизнеса, стенографии и т.д.

Демократизация общественной жизни отразилась и в усилении ориентации на самостоятельный выбор досуговых занятий, стремления освоить новые технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления».

Такой вид досуговой активности присущ людям, желающим в совершенстве овладеть определенным определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответсвующие формы занятий. Например, «Клуб юных моряков» г.Переславля имеет шестимесячную школу. Каждый новичок должен овладеть ее программой, комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный экзамен. И только после этого он может считаться моряком.

Также есть клубы садоводов, автолюбителей, по ремонту жилья, бытового дизайна и т.д. Для их членов читают лекции специалисты, проводятся практические занятия и устраиваются выставки. Но главным критерием деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют собой искусного воспитателя. Ведь каждый из членов этого объединения стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научится чему-то, а научившись не хочет уходить, потому что по-настоящему сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности.

Наиболее типичное воплощение этой тенденции представлено в детско-подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре, центрах эстетического воспитания.

Кроме типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности предмета занятий в ней представлены формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион, другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом досуговой активности.

Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета досуговой деятельности порождает следующие сочетания:

Рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.

Рекреационно-ориентированное поисковое поведение – посещение объекта развлечений, отдыха без заранее намеченной программы.

Социально-ориентированное целевое поведение – запланированный заранее социальный контакт с конкретной личностью, группой людей.

Социально-ориентированное поисковое поведение – стремление завязать новые знакомства, расширить социальные контакты.

Культурно-ориентированное целевое поведение – посещение заранее выбранной культурной программы.

Культурно-ориентированное поисковое поведение – стремление расширить свой кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее ориентации на конкретный вид занятия.

Безусловно, возможно и сочетание всех этих типов ориентаций (их получается довольно много, если иметь в виду и комбинации по признаку «целевое-поисковое» поведение).

Пока же ограничимся данным перечнем как исходной типологией досугового поведения, позволяющей оценить типологию развития «клуба-общности», которая может применяться в культурно-досуговых учреждениях:

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22

Другие материалы:

Искусство ХХ века
Оно удивительно полно отражает всю сложность происходящих в этот период культурных процессов. Оно сохраняет традицию великих достижений XIXв., что проявляется в продуктивности реалистического и романтического методов, на основе которых со ...

Музыка
В ХХ веке продолжает развиваться, опираясь на традиции прошлых эпох, классическая музыка. Появляются и принципиально новые направления. На основе слияния европейской и африканской культур возникает джаз (Луи Армстронг, Элла Фицджеральд), ...

Иран в IX - XI вв
В IX веке усиливаются центробежные политические процессы в арабском халифате, и он распадается на фактически независимые государства. Территория Ирана была разделена между династиями Саманидов на севере, а затем Газневидов на востоке и Бу ...