Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности молодежи

Страница 17

Без людей, без человека, без деятельного начала культурно-досуговая среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство. Исходя из этого многие досуговые программы учреждения культуры должны быть ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни. Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя, духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может измениться, стать лучше.

Следовательно, культурно-досуговая среда как самоценное явление представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая среда является фактором активного формирующего воздействия на человека. Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и к деятельности человека.

Таким образом, культурно-досуговая среда выступает в роли пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой – живая основа личности, ее образа жизни.

Создание культурно-досуговой среды учреждение культуры – это разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего присутствия в реальном мире.

Еще одним важным условием совершенствования деятельности современных центров досуга является знание специфических особенностей восприятия культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на человека.

Гармоничность культурно-досуговой среды, обусловливается соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок:

а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;

б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости, изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;

в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды включает: осознание значимости исторического культурного прошлого, современности, память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству и истории;

г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговой среды.

Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.

В наше время идет развитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры гарантируется:

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Другие материалы:

Риторика Аристотеля
Большим культурным и научным событием было появление «Риторики» Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), который значительно развил учение Платона об ораторском искусстве. Аристотель критиковал платоновскую теорию бестелесных форм („идей" ...

Кинематография
В конце 19 – начале 20 вв. австралийская кинематография занимала одно из первых мест в мире. Первый в мире полнометражный художественный фильм Келли и его молодцы был создан в Австралии в 1905. Однако в 1920-е годы австралийское кино не в ...

Женский костюм
Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком. Женская туника по покрою не отличалась от мужск ...