Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности молодежи

Страница 16

Но все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут быть решены по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной культурной среды. Полноценная культурная, а в частности, культурно-досуговая среда необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно-досуговая среда как часть общей среды существования и более всего соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно-досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.

Главными свойствами культурно-досуговой среды выступают эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Благодаря этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека использует здесь особенности пространственно-временного устройства культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимых здесь и «сейчас».

Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

Во многих случаях культурно-досуговая среда полностью определяется деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным залом и т.п.

Это все создает особое качество определенного культурно-досугового пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно-пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к культурно-досуговой среде.

В определенном культурно-досуговом окружении человек ведет себя по особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием, временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде.

Специфическими признаками культурно-досуговой среды являются предметность и пространственность. По этим признакам культурно-досуговая среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-досуговой среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь, включают следующие подвиды : искусство праздников, карнавальное искусство, различные праздничные шествия и т.д. К специальным образованиям могут быть отнесены пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства: декоративное, прикладное творчество народные и художественные промыслы и ремесла и т.д.

Предметно-пространственное окружение в культурно-досуговом учреждении, насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда как бы одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Другие материалы:

Парижские отели
После смерти Людовика XIV (в 1715) в период регентства и в годы правления Людовика XV строились небольшие дворцы (отели), не столь пышные и помпезные, как Большой дворец Людовика XIV. В них было множество разнофункциональных помещений, бо ...

Женский костюм
Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком. Женская туника по покрою не отличалась от мужск ...

Костюм 1870—1890 годов
На протяжении 70—80-х гг. происходят дальнейшие стандартизация и стабилизация мужских костюмов, расширение ассортимента изделий по назначению. Изменения, диктуемые модой, касаются частностей. Усиленно развивается промышленное массовое пр ...