Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности молодежи

Страница 13

Несмотря на различия в содержании и подходах, разно профильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей Среды они способствуют социализации их досуга через укрепления и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры внедряют в практику с социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмом общения: «семья – дети», «семья – семья», «дети – дети», «дети – подростки – взрослые». Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери; Дни отца; Дни бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы-состязания; «Спортивная семья»; «Музыкальная семья»; «Семья-эрудит» и др.; конкурсы семейных, родительских газет; ярмарки-распродажи семейных поделок; читательские конференции типа «Круг семейного чтения» и т.д.

На базе культурных центров функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.

Здесь уместно рассказать об опыте городского культурного центра «Смена» северо-восточного округа города Москвы. Сотрудники этого центра нашли свой выход из кризисной ситуации. Создали единую перспективную программу действий, чтобы преодолеть инерцию мероприятий и малохудожественной самодеятельности.

Одной из первых была программа музыкально хореографической гостиной «Альбом Чайковского», ставшая по существу, синтезом всех муз (музыки, хореографии, поэзии, театра). Все соответствующие клубные коллективы были задействованы в общий круг творчества. Следующая программа посвящалась великим русским композиторам в органичной связи с великой русской поэзией: Свиридов-Пушкин, Свиридов-Есенин, Рахманинов, Скрябин, Серебряный век.

Открыли новые направления в работе, стала возможной организация службы социально-психологической помощи подросткам, разработали единые учебно-творческие программы занятий детей с ориентацией на познавательную доминанту, пришли и ветераны. Постепенно все от 3-х до 70-ти лет – чувствовали себя в общем доме.

Директор этого Культурного центра Никифорова Е., считает, что именно высокие технологии сегодня крайне необходимы в гуманитарной сфере, и, конечно, в нашей клубной практике. Схема, на мой взгляд, проста: идея (концепция) – программа – механизм реализации (современные и совершенные методы обеспечения).

Конечно же, генератором такой технологии является человек. В свое время пришел в «Смену» опытнейший актер и режиссер, подлинно интеллигентный человек Е.А.Иванов с идеей и концепцией создания исторического детско-юношеского театра. Предложил программу учебы ребят по истории театра от античности до русского классического театра, а также в организации постановок спектаклей в сотворчестве с музыкальными танцевальными коллективами, с клубом поэзии. И не только предложил программу, а взял на себя всю полноту ответственности за ее практическое воплощение «Она реализуется благодаря организационному и материальному обеспечению, постоянному анализу и контролю выполнения».

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Другие материалы:

Фонетические и графические средства
Следует различать бессознательно реализуемые особенности речи и сознательный выбор в речи. Например, рассмотренная выше спорадически проявляющаяся южнорусская черта в речи Евгения Киселева (смог, от мочь, произносимое как смо[х]) - это бе ...

Культура на пороге XXI в
На пороге XXI столетия в общественном сознании все более утверждается мысль о том, что человечество находится на крутом переломе. Об этом свидетельствуют не только катаклизмы нашего века (две мировые войны, ряд революций, в ходе которых п ...

Тоталитаризм и контроль прессы
После хаоса и революций, сопровождавших великие потрясения Первой мировой войны, правительства самой различной политической окраски, предприняв попытки полностью подчинить себе или уничтожить независимые газеты, тем самым косвенно признал ...