Наследство Лермонтова в Тарханах

Другая информация » Наследство Лермонтова в Тарханах

Страница 3

На что Николай Михалыч отвечает: "Но ее слово, уверения брата ее – я почему мог отгадать, что они меня обманут?".

Когда же Елизавета Алексеевна добилась своего, то есть внук остался с ней, уже не было смысла что–либо менять. Так эти души, якобы доставшиеся Лермонтову по наследству после матери, остались в его юридической собственности до конца его дней. Большею частью именно из этих крепостных набиралась личная прислуга поэта, когда он стал взрослым.

Благодаря работе П.А.Вырыпаева "М.Ю.Лермонтов. Новые материалы к биографии", изданной в 1972 году, считалось, что Лермонтов "отпускал (на волю) своих дворовых целыми семьями". Вырыпаев, утверждая это, опирался на тот факт, что в одной из метрических книг тарханской церкви о бракосочетавшихся за февраль 1849 года имеется запись: "…невеста вольноотпущенная господином Лермонтовым Варвара Антонова первым браком – 25 лет, поручители по невесте: села Тархан вольноотпущенные господином Лермонтовым дворовые люди Кирилл Лаврентьев и Николай Григорьев".

Обнаруженный вновь документ – протокол Чембарского суда от 28 июля 1849 года – позволил установить, что ни одного своего крепостного Лермонтов при своей жизни на волю не отпустил.

Судьба его крепостных в общем такова. Через год после гибели Лермонтова Е.А. Арсеньева подала в Чембарский уездный суд прошение "о выделе ей указной 7–й части из имения оставшегося после смерти внука ея поручика Михайлы Юрьева Лермонтова". По этому прошению ей были выделены две ревизские души: Андрея Соколова и Дмитрия Летаренкова с их семействами. Наследников на оставшиеся 14 душ лермонтовских дворовых так и не явилось, возможно, потому, что на лермонтовском наследстве лежал долг в 250 руб. Природа этого долга такова. В 1837 году умер троюродный брат деда Лермонтова Василий Ларионович Афренов. Его имение 200 душ в Калужской губернии унаследовали 7 братьев Арсеньевых, вместо покойного деда его долю получил Лермонтов. Свою часть афреновского наследства Лермонтов почти сразу продал коллежскому асессору В.Е.Миронову. Потом выяснилось, что Афренов остался должен по заемному письму некой поручице Е.П.Рыбаковой 2 тыс. руб. ассигнациями. Свою долю долга – 250 руб. – Лермонтов заплатить при жизни не успел, а его бабушка, получив на указанную часть двух его дворовых, выплатила причитающуюся на две ревизские души часть этого долга, всего 31 руб. 25 коп. ассигнациями. Остальные 218 руб. 75 коп. остались лежать на 14 ревизских душах лермонтовских крепостных, наследников на которых не объявилось.

Наследство Лермонтова оказалось выморочным. Его дворовые оставались жить в Тарханах, но были бесхозными. В 1848 году двое из них ездили в Пензу к гражданскому губернатору и губернскому прокурору с прошением "о предоставлении им с прочими крестьянами свободы по неявке для получения их наследников". В 1849 году над этими бесхозными дворовыми и была учреждена опека. И только в 1852 году, по истечении 10–летнего срока со дня публикации объявления на вызов наследников в СПБ–ских Сенатских ведомостях, бывшие лермонтовские крепостные, видимо, были переведены в казенное ведомство. Но репутация Михаила Юрьевича в Тарханах (о чем можно судить и по преданиям) была настолько высока, что еще задолго до своей юридической свободы его дворовые считали себя "вольноотпущенными господином Лермонтовым".

Итоги. После смерти мужа Арсеньева оформила в наследство дочери 16 душ крестьян, проживающих в Тарханах, но не додала 28 душ крепостных, переведенных из Орловской губернии, которые по праву должны были бы принадлежать Марии Михайловне как собственность отца. После смерти дочери Арсеньева не отдала внуку 16 ревизских душ с землей, которыми юридически владела Мария Михайловна в Тарханах, а подменила крестьянские души на дворовые, безземельные, видимо, с расчетом на то, чтобы ее зять не получил земельной собственности в Тарханах, если возьмется воспитывать сына сам.

Таким образом, Лермонтов не получил материнского наследства, а получил часть дворовых, которыми владел его покойный дед.

Приведенные в работе документы в совокупности еще раз подчеркивают уже знакомые грани личности бабушки поэта. Современник (Ю.К. Арнольд) писал о ней: "…Арсеньева – женщина энергичная …готовая на всякие пожертвования для достижения своей цели". К этой характеристике добавим, что для достижения своей цели она не пренебрегала никакими средствами. Так чего же в ней было больше: любящей матери и бабушки или прижимистой помещицы–собственницы?

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Идеал традиционной культуры и отпадение от него
Традиционная культура обладала способностью развития, но этот процесс подчас имеет обратное направление по сравнению с эволюцией современной культуры. В традиционной православной культуре отразились коллективистские идеалы русского народ ...

Зеленая борода и веер
Из предыдущей главы мы узнали, что в древности и в средние века невежество ассоциировалось именно с практикой, практическими знаниями. Практическая деятельность рассматривалась как нечто недостойное свободного человека, и в определенном с ...

Речевая культура Древней Индии
В отличие от Китая и Греции, где сословный строй существовал, но не был выражен формально в том, что человек своим рождением обязательно привязан к определен ному сословному состоянию, в Индии сословный строй в виде деления на касты и при ...