Наследство Лермонтова в Тарханах

Другая информация » Наследство Лермонтова в Тарханах

Страница 2

Мария Михайловна считалась единственной наследницей своей матери, и, вероятно, это смягчало многие разногласия материального порядка в этой семье, если даже они и были. Кроме того, Юрий Петрович, поселившись в Тарханах, получил права хозяина над всем имением. Биограф М.Ю.Лермонтова П.А.Висковатов, основываясь на воспоминаниях тарханских старожилов, писал: "Выйдя замуж, Марья Михайловна не получила в приданое недвижимого, и за ней считалось всего 17 душ без земли, выведенных покойным отцом из тульской его деревни. Зато мужу ее, Юрию Петровичу, предоставлено было управлять имениями матери, селом Тарханы и деревнею Михайловской. Он и распоряжался этими имениями до самой смерти жены полным хозяином, – вошел в дом, по выражению старожилов".

Говоря о собственности Марии Михайловны, П.А.Висковатов совершил ту же ошибку, что повторил за ним много лет спустя П.А.Вырыпаев. Оба они, отталкиваясь от наследства М.Ю.Лермонтова, отождествляли его наследство с собственностью его матери. Но если М.Ю.Лермонтов действительно владел 16 душами дворовых, т. е. людей, не имеющих земельного надела, его матери принадлежали крестьяне с землей, и в этом состояла существенная разница в их собственности.

Фактическая подмена 16 крепостных душ – крестьян на дворовых – без всяких на то юридических оговорок произошла вскоре после смерти М.М.Лермонтовой. Мария Михайловна умерла в феврале 1817 года, а в мае этого года, как вы уже видели, Е.А.Арсеньева подала в Чембарский уездный суд прошение о передаче 16 крепостных душ, не требуя себе указной части из имения дочери, своему малолетнему внуку Михаилу Лермонтову.

Итак, Мария Михайловна владела по ревизии 1816 года 16 душами м.п. и 23 душами ж.п. крестьян, которые по ревизии 1834 года оказались все записанными за Е.А. Арсеньевой. В собственности же М.Ю.Лермонтова по ревизской сказке 1834 года было 16 душ м.п. и 16 душ ж.п. дворовых людей.

Если рассматривать список лермонтовских крепостных подробно, то выясняется, что одна семья (Иван Соколов и его сын Андрей) была подарена мальчику Лермонтову Александром Васильевичем Арсеньевым (братом его покойного деда) в 1816 году, т.е. еще при жизни матери. Три семьи (11 душ м.п.) переведены из Орловской губернии и по сказкам 6 ревизии 1811 года были записаны за Е.А.Арсеньевой. И еще 4 семьи – те самые неучтенные в 6 и 7 ревизиях крестьяне, которые когда-то приобретены были Михаилом Васильевичем по крепостным сделкам. Надобно заметить, что во 2-й графе этой ревизской сказки ("по последней ревизии состояло и после оной прибыло") написано: "Сии крестьяне по 7–й ревизии состояли за покойную корпуса капитаншею Марьею Михайловою Лермонтовою а ныне достались малолетнему Михаиле Юрьевичу Лермонтову то есть сыну ее по наследству в 1817 году" . Однако справедливее будет сказать, что все эти крестьяне (за исключением семьи Соколовых, принадлежавших лично Лермонтову) достались Михаилу Юрьевичу не от матери, а от деда, из той части дедовского имения, которую Елизавета Алексеевна когда–то недодала своей дочери.

Думается, что наличие земельной собственности у крестьян М.М.Лермонтовой было главной причиной произведенной Е.А.Арсеньевой весной 1817 года подмены крепостных душ в наследстве М.Ю.Лермонтова. Ибо в это время еще не было ясно, с кем будет жить маленький Лермонтов – с бабушкой или с отцом, но даже, если бы дело приняло неблагоприятный для Арсеньевой оборот и мальчик остался бы с отцом, Елизавета Алексеевна этой маленькой подтасовкой застраховала себя от раздела земельной собственности в Тарханах. Главный же ее козырь, которым эта подтасовка душ прикрывалась и который не вдохновлял Юрия Петровича на судебное разбирательство с тещей, было ее духовное завещание от 13 июня 1817 года, в котором она писала, что все свое состояние передаст своему внуку, но лишь в том случае, если он будет воспитываться с нею до его совершеннолетия без всяких на то препятствий со стороны отца его. Если же Юрий Петрович пожелает воспитывать сына сам, то Арсеньева обещала лишить внука состояния, передав его после своей смерти в род свой Столыпиных. Хотя Юрий Петрович и чувствовал себя оскорбленным этим завещанием тещи, но поскольку его сын объявлялся единственным наследником Арсеньевой, как будто не было причин уличать ее в подлоге.

Кстати, М.Ю.Лермонтов, по всей видимости, знал об этом обмане своей бабушки. Не случайно в драме "Люди и страсти" Марфа Ивановна Громова жалуется горничной Дарье:

"…таки умели Юрьюшку уверить, что я отняла у отца материнское имение, как будто не ему же это именье достанется… Ох! Злые люди!"

Действительно, недвижимое имение состоит из крестьян с землей. Крестьяне, лишенные земли, недвижимости уже не составляют.

Комментарием к этой работе (или наоборот) является диалог между дядей и отцом героя драмы Юрия Волина.

Василий Михалыч (дядя) говорит: "А отчего это все, отчего не мог ты взять просто сына своего от нее: не хотел заплатить три тысячи за бумагу крепостную. Ведь она тебе отдавала имение – что за глупое великодушие не брать! – или брать на честное слово, что все равно. Вот она и сделала условие, что если ты возьмешь к себе сына, так она его лишит наследства, а тебя не сделала опекуном. Что, брат! Видно, поздно!…".

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

«Тысяча и одна ночь» исламской литературы
Много различных традиций соединилось в классических литературах мусульманских народов, в них особенно выделяются те, которые связаны с исламской цивилизацией. Это, во-первых, религиозная литература, цитаты из Корана и Сунны. Во-вторых, по ...

Крит - остров загадок
Остров Крит расположен в самой крайней точке огромной горной дуги, протянувшейся из Греции через Эгейское море к Малой Азии. Эгейское море никогда не было непреодолимым барьером между континентами. Это доказал еще Шлиман, когда он обнару ...

Традиции и новаторство в культуре
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция челове ...