Учение Николло Макиавелли

Другая информация » Культура Возрождения » Учение Николло Макиавелли

Страница 2

Что касается эпохи Ренессанса, то для нее первым утопистом был Томас Мор (1478-1535). Он был весьма либерально настроенным английским государственным деятелем, сторонником наук и искусств. Пропагандировал веротерпимость и яро критиковал тогдашние феодальные и зарождавшиеся капиталистические порядки. Но он оставался верным католиком, выступал против протестантизма и после отхода Генриха VIII от католической церкви был беспощадно казнен за свои католические убеждения. В целом его деятельность относится либо к гражданской истории, либо к истории литературы. Нас может интересовать здесь только одно его произведение, которое вышло 1516 г. под названием “Золотая книга, толь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. В книге Мора ощутимо воздействие довольно широкого круга представлений и суждений о государстве, а также о формах государственного устройства, существовавших или описанных ранее: очевидно обращение к Платону, равно как и связь со средневековой литературой путешествий и с открытием американского континента. Повествование в “Утопии” ведется от имени вымышленного автором путешественника Рафаила Гилодея. Мор сформулировал в “Утопии” фундаментальный тезис, согласно которому процветание государственных дел возможно лишь в условиях, когда высший носитель власти будет глубоко образованным философом и морально безупречным человеком. Таким полулегендарным правителем был Утоп, некогда завоевавший воображаемый остров и заложивший политические, социальные и моральные устои основанной им Утопии.

В утопическом государстве отсутствуют частная собственность и деньги. Они не играют никакой роли в экономической жизни. Отсутствие частной собственности и денег могло развиться лишь в результате всеобщего участия утопийцев в трудовой деятельности. Понимание необходимости ее организации как непременного условия, без которого невозможно равенство, делает Мора первым представителем утопического коммунизма, ибо отсутствие частной собственности и всеобщее участие в труде делают утопийское общество социально однородным. Речь идет главным образом о физическом труде. Труд в Утопии выступает в двух обычных в ту эпоху разновидностях – ремесленной и сельскохозяйственной. Участие как в первом, так и во втором обязательно для всех без исключения утопийцев. Даже начальники, избираемые ими, (сифогранты), которые могут не принимать в нем участия, в действительности трудятся, показывая пример всем остальным. Труд стал здесь не только жизненной, но и моральной необходимостью. Этот свободный труд, строго ограниченный только шестью часами – поистине утопический рабочий день для трудящихся любых стран в ту эпоху – весьма производителен. Ремесленный труд специализирован, и утопийцы готовятся к избранной ими профессии с детства. Сельскохозяйственный же труд является жизненно более необходимым, и в нем обязаны принимать участие все без исключения утопийцы, каким бы ремеслом они не занимались.

Существенная сторона утопийской жизни – наличие здесь рабов, в которых обычно превращают тяжких преступников. Эта социальная категория неизвестной численности обречена на самые тяжелые и неприятные работы. Жизнь же самих утопийцев построена на принципах республиканской демократии, тайного голосования, выборности всего начальства. Науки и искусства вовсе не отрицаются, но даже превозносятся у Мора, особенно музыка. В Утопии делом чтения и изучения книг занимается небольшая категория наиболее одаренных утопийцев. Именно из этой ученой категории, свободной от физического труда, избираются различные должностные лица, глава государства, а также священники. Но все они жестко не противостоят основной массе утопийцев. Каждый может достичь духовной свободы и просвещения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Костюм 1830—1860 годов. Резкое изменение моды
В 1830 г. в Германии, Франции и других европейских странах господствующим направлением в искусстве становится романтизм. Его эстетический идеал— сильная личность, жаждущая свободы, борьбы, действия. Характерным для романтизма была идеализ ...

Вопрос о способе научения способу
А чтобы понять, какие трудности видны при постановке вопроса о форме подачи, форме научения тому или иному аналитическому приему, способу работы с данными, приходится учитывать как минимум три уровня популяризации научных истин. Проблема ...

Сюжет и повествование
Во второй половине 80-х годов XIX века в творчестве Чехова произошли существенные изменения в жанрово-сюжетном отношении. В его рассказах появляются новые темы, а юмористические рассказы уступают место рассказам социально-психологическим. ...