Псковский Кром

Другая информация » Псковский Кром

Страница 3

Словно искупая вину, москвичи в 1699 году построили в Кроме новый величественный Троицкий собор. Он был построен в формах московского барокко и стал новым символом древнего города.

Петровская эпоха сильно изменила облик Пскова. Недаром среди псковичей жестокий Петр I назывался не иначе как антихрист. Сооружение новых крепостных бастионов сопровождалось закрытием и разрушением церквей. Лихо пришлось и Кремлю. В Довмонтовом городе был засыпан землей Рождественской батареи целый храмовый комплекс. Со звонниц и колоколен колокола были отправлены на переплавку, чтобы отлить оборонные пушки. Начиналась новая история.

Это уже история губернского города. Крепостные сооружения древнего Крома утратили свое боевое значение и постепенно ветшали, осыпались. Жители окрестных домов потихоньку растаскивали известняк на постройку сараев и амбаров. В XIX веке стены Крома были частично реставрированы по проекту известного столичного архитектора Константина Тона. При тоновской реставрации сломали остатки древней угловой башни на западном краю Персей, на ее месте установили круглую граненую (Довмонтову) башню, заложили Смердьи ворота.

В 1836 году на месте старого обветшалого Благовещенского собора, который располагался к югу от Троицкого собора, построили новую Благовещенскую теплую церковь. Она была возведена по проекту столичного архитектора Авраама Ивановича Мельникова в стиле позднего классицизма. Благовещенская церковь, как «не представлявшая художественной ценности» была взорвана в 1933 году.

В 1816 году на псковскую митрополичью кафедру бал назначен Евгений (Болховитинов) – человек энциклопедического образования, друг Г.Р.Державина и Н.П.Румянцева. Его по праву считали «одним из величайших собирателей, которые когда-либо существовали, русским Миллером». Митрополита Евгения можно назвать одним из первых историков Псковской земли. В 1821 году митрополит Евгений издал исторические описания псковских монастырей: Снетогорского. Крыпецкого, Святогорского, Успенского, Иоанно-Предтеченского, Никандровой пустыни. До 1822 года были подготовлены свод Псковских летописей, список Псковских грамот, летопись древнего княжеского города Изборска. К 1818 году в черновике была завершена многотомная «История княжества Псковского». В рукописях митрополита Евгения сохранилось краткое жизнеописание князя Всеволода-Гавриила.

«Ветхий город Ольгин» – так называл Псков А.С.Пушкин в драматической комедии «Борис Годунов». Сохранились свидетельства, что древняя крепость была любимым местом отдыха поэта во время его приездов в Псков. С башни Кутекрома он любовался древним городом. Знакомый А.С.Пушкина, архиепископ Псковский Евгений Казанцев (1822-1825) писал о Пскове: «Город на равнине по обеим сторонам реки Великой, и вокруг равнина на необъятное пространство. Собор в городе на высоте, трехэтажный из тесаного камня. Откуда ни едите, собор видите, как над городом, и он единственная краса города».

С начала XVIII века Псков, не по своей воле, оказался ближе к новой столице империи – Санкт-Петербургу. Яхонтов писал о губернском Пскове:

Все одни и те же лица,

По копейке ералаш,

Да за Лугою столица,

Как пленительный мираж;

Ожидание чего-то

От шоссе и от паров,

К сплетням страстная охота

Вот он, вот он – новый Псков.

Ожидание, предчувствие поэта сбылось…

В начале XX века Псков снова оказался в центре событий общественно-политической и духовной жизни России. Сразу после причисления к лику святых Серафима Саровского, в 1903 году в нижней части Троицкого собора – древней усыпальнице псковских князей и архиереев – был освящен один из первых храмов в честь преподобного Серафима. В 1903 году Псков посетил последний Российский император Николай II, а спустя 14 лет, 2 марта 1917 года в салоне императорского поезда на железнодорожной станции Псков он подписал отречение от престола. Покидая древний город, Николай II написал в дневнике: «Кругом измена, и трусость, и обман»… История империи заканчивалась почти там же, где и начиналась много столетий назад, во времена княгини Ольги и князя Владимира, которые родились здесь, на Псковщине.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Проектирование и строительство собора св. Петра в Риме
"Собор Святого Петра - огромный храм, возведенный над могилой апостола. В строительстве его участвовали почти все знаменитые итальянские зодчие XVI столетия Собор Святого Петра занимает площадь в 22 067 квадратных метров и до 1990 г ...

Становление академизма
Живопись Болоньи заняла видное место в итальянском искусстве уже в 14 в., выделяясь острой характерностью и экспрессией образов. Но термин "Б. ш." связывается преимущественно с одним из течений в итальянской живописи периода фор ...

Гентский алтарь
Самая знаменитая работа братьев Ван Эйк и одно из наиболее значительных произведений в истории европейской живописи - Гентский алтарь - находится в соборе св. Бавона в Генте. Его размер - 3,6?4,5 м. Алтарь пережил пожар, демонтаж, переезд ...