Псковский Кром

Другая информация » Псковский Кром

Страница 1

Кремль – визитная карточка древнерусского города. Правда, в разных городах и назывался он по-разному. В Москве – Кремль, в Новгороде – Детинец, а вот в Пскове – Кром…

Много столетий назад, еще до крещения Руси, княгиня Ольга, оказавшись на берегу Великой реки, указало на место, где чудесным образом сходились несколько лучей небесных. Великая княгиня Российская предсказала, что будет здесь величественный город и Троицкий собор. Летопись сообщает: «О Плескове граде от летописания не обретается воспоминаний, от кого создан был и которыми людьми…». Впрочем, острый мыс, образованный реками Великая и Пскова издавна был заселен. Первоначально это был прибалтийско-финский поселок, а позже – славянский. К IX веку древнее Псковское городище стало достаточно крупным поселением, торгово-ремесленным центром округи.

«Где Троица, там и Псков» – говорили в старину гордые жители вольного города. Такое понимание пришло уже после крещения Руси, при мудром князе Владимире. Кром и Троицкий собор стали священными символами Пскова и всей Псковской земли на многие столетия. Впрочем, судьба и история не всегда были благосклонны к святыням.

Троицкий собор – главный городской символ, самое высокое сооружение Пскова. В хорошую ясную погоду он виден за 10-15 км от города, словно напоминая о своем величии, незыблемости. 70-и метровая доминанта символически объединяет земли Псковской округи. Дошедший до нас памятник – четвертый по счету. Построенный в 1699 он сменил собой существовавшую ранее святыню. Первый храм, по преданию, был построен в дереве еще при княгине Ольге, ок. 957 года.

Каменный Троицкий собор «на Крому» был построен в 1138 году при князе Всеволоде-Гаврииле. (Возможно, что в 1138 году собор был заложен, а само строительство продолжалось несколько лет). Князь Всеволод, принятый псковичами на княжение из Новгорода, наряду с Александром Невским и Довмонтом, стал символом вольного города. Интересно отметить, что Всеволод-Гавриил вошел в русские святцы как князь Псковский, где он правил чуть меньше года, а не Новгородский, где прошла большая часть его жизни. Псков XII века – это город благоверного Всеволода-Гавриила. В посмертных чудесах князь выступает как покровитель и защитник Пскова, ведь только «положив упование на святую Троицу и на молитву Всеволожу» псковичи начинали битвы за правое дело. Как сообщает «Слово на обретение мощей»: «Славный же град Псков красуется, величаемый и прославляемый, сим блаженным светильником, правдивым, кротким, тихим и терпеливым великим князем».

Первоначально князь Всеволод-Гавриил был погребен в церкви Димитрия Солунского, а в 1193 году его мощи были торжественно перенесены в Троицкий собор. До 1917 года в соборе хранился двуручный рыцарский меч – «меч Всеволода» – с латинским девизом: «Чести моей никому не отдам» (в настоящее время меч находится в экспозиции Псковского музея-заповедника).

«На сенях» Святой Троицы заседал государственный совет вечевой республики, хранились важные государственные документы. К югу от собора, на большой площади, бушевало народное вече (отсюда и пошло – получить увечья, изувечить!).

Троицкий собор XII века рухнул в 1363 году и был возведен вновь в 1365-67 годах. Некоторые исследователи предполагают, что архитектором собора был Кирилл Псковский. Н.Н.Воронин, исследуя текст летописных сообщений 1374-76 годов о постройке церкви святого Кирилла, отмечает: «Сам мастер Кирил постави церковь в свое имя». Такого величайшего по тем временам почета мог удостоиться только создатель нового Троицкого собора. Сохранившийся рисунок собора, выполненный в XVII веке, указывает, что помимо главного престола, освященного в честь Троицы, собор имел многочисленные приделы – святой Великомученицы Параскевы, святых благоверных князей Бориса и Глеба, святых Флора и Лавра, Благовещения Пресвятой Богородицы, Знамения Пресвятой Богородицы, святого благоверного великого князя Александра Невского. Троицкий собор был увенчан шлемовидной главой, а вся его композиция устремлена ввысь, «горе». Мощная пирамидальная композиция уравновешивалась многочисленными притворами, приделами и крыльцами. Соборная колокольня находилась на крепостной стене.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Культура в философии Бердяева
Для характеристики человека как индивидуального феномена Бердяев использует два термина - индивидуум и личность. Индивидуум есть натуралистическая, прежде всего биологическая категория; есть часть рода и подчинен роду. Индивидуум есть так ...

Гимн
Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» — восхваление, торжественная песнь. Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий или героев. В Древней Греции, например, слагали гимны богам и героям мифов (м ...

Религия
С древнейших времен египтяне отличались исключительной религиозностью. Если, как полагают, они и были поначалу монотеистами, то вряд ли их единобожие было достаточно последовательным. Истовое почитание «божества собственного города» не ме ...