Кризис рационального сознания в европейском обществе на рубеже ХIХ-ХХ веков

Другая информация » Кризис рационального сознания в европейском обществе на рубеже ХIХ-ХХ веков

Страница 3

Мистицизм имел богатую предысторию в Германии. Немцы могли гордиться своими известными магами времен Ренессанса, сетью розенкрейцерских общин, теософией и алхимией. Однако его возрождение следует также связывать не только с традицией, но и с особой популярностью теософии в англо-саксонском мире в 80-е годы ХIХ в., связанной с именем Е.П.Блаватской (1831-1891). Наибольшее впечатление теософия произвела на немцев, так как "предложила привлекательную смесь из древних религиозных идей и новых научных концепций, синкретическую веру для тех, чьи привычные взгляды были опрокинуты дискредитацией ортодоксальной религии, прогрессом науки, разрывами в социальной и экономической жизни конца ХIХ столетия".

Среди крупных теософских обществ Германии следует выделить несколько. Прежде всего первое немецкое Теософское общество, которое возникло в июле 1884 под председательством В.Губбе-Шлейдена в Эльбельферде. Общество издавало журнал "Сфинкс" , участниками которого были выдающиеся психологи, философы, историки. Здесь М.Дессуар излагал гипнотизм, а Э.Гартман развивал философию индивидуализма, в соответствии с которой "я" преодолевает смерть как неполноценную сущность. Кроме научной волны мистицизма, в 90-х годах возникло более широкое немецкое теософское течение, связанное с именем Ф.Гартмана. Этот доктор, помимо медицинской практики, также активно интересовался теософией, был знаком с Блаватской, и даже некоторое время был действующим президентом Теософского общества, во время ее отсутствия. В Германии в 1889 году он организовал теософский светский монастырь в Асконе, а также напечатал переводы индийских священных текстов и переводы Блаватской в своем журнале "Цветы лотоса". Кроме указанных выше журналов в Германии также были выпущены : книжная серия "Библиотека эзотерических трудов" , серия "Теософские труды" , переводы Бхагават Гиты, Дао-Дэ-Цзин, различные монографии о буддизме, христианском мистицизме и Парцельсе. В августе 1896 года было учреждено Немецкое Теософское Общество как национальная ветвь Интернационального Теософского Братства.

В 1902 году в мистическом Возрождении наметилось тяготение к двум основным центрам: Берлину, Лейпцигу. Их поддерживало более десяти теософских обществ и около тридцати маленьких кружков по всей Германии и Австрии. Следует упомянуть еще одну мистическую тенденцию в Германии, связанную с именем известного Р. Штайнера, который издавал в Берлине журнал "Люцифер". В 1912 г. он отдалился от прочих теософов индуистской ориентации и учредил собственное Антропософское общество.

Хотя современный мистицизм был представлен разнообразными формами, тем не менее за всеми учениями теософии, за анализом архаических текстов розенкрейцеров, каббалистов проглядывало желание вернуть человеку его достоинство и центральное место в универсуме, примирив результаты современных естественных наук с религиозным взглядом на мир. Он пытался наделить человека чувством участия в полноте осмысленного мироустройства и предлагал путь духовного совершенствования.

После Первой мировой войны , в связи с усилением национальных и расистских настроений в обществе, такого рода мистицизм выродился. На смену ему пришла ариософия, особая разновидность теософии, приспособленная ариософами к народническим идеям. Мистики этого направления не приняли путь совершенствования, а лишь предложили путь бегства из невыносимой ситуации духовного неудовлетворения. С этой целью организовывались общества для противостояния современному миру, возрождения расовых достоинств древних германцев, создания новой всенемецкой империи. Но это проблема уже другой работы.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Возникновение романтизма в России
В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе. Можно говорить о его некоторой подражательности. В русской культуре противопоставления человека миру и Богу не было. Возникает Жуков ...

История носового платка
Носовой платок как модный аксессуар впервые появился в Италии в период Ренессанса, а затем получил распространение во Франции, Германии и Испании. На протяжении XVI-XVII столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. В качес ...

Историография. Естественные науки
Одним из видных представителей армянской историографии XV в. является Товма Мецопеци (родился в 1380-х г., умер в 1447 г.). В оставленном им литературном наследии большой интерес представляет «История Ленг-Тимура и его преемников». Пером ...