Кризис рационального сознания в европейском обществе на рубеже ХIХ-ХХ веков

Другая информация » Кризис рационального сознания в европейском обществе на рубеже ХIХ-ХХ веков

Страница 2

Стремясь разрешить кризисы и узлы противоречий, правящий класс заимствует у лидирующих в развитии стран (Англии, Франции и др.) выработанные там веками формы парламентаризма и насаждает их у себя при отсутствии правовых институтов и демократических традиций. В результате ситуация еще больше обостряется. Внешне все выглядело благополучно : промышленность и сельское хозяйство развивались быстрыми темпами; Германия имела преимущество по сравнению с Англией в передовых отраслях промышленности (химической и электрохимической); мировое значение приобрели крупнейшие немецкие банки. Тем не менее страну сотрясали политические кризисы, постоянная смена кабинетов, конкуренция между юнкерами и буржуазией, волнения рабочих, нестабильность во внешней политике, а самое главное царила нестабильность в обществе. "Глубокое неудовлетворение собственным положением все больше распространялось среди немцев". Модернизация явилась насилием по отношению к людям, все еще связывающим себя с традиционным сельским укладом, так как в сфере социальных отношений еще долгое время сохранялись докапиталистические отношения и учреждения, и поэтому им было сложно приспособиться ко всем проявлениям ускоренного развития государства. Презрение ко всему новому царило в обществе, казалось, что города, заводы разрушали сложившиеся сообщества и лишали людей чувства безопасности и надежности. "Либерализм и рационализм также отвергались, поскольку они стремились демистифицировать освященные временем порядки, разоблачить привычные авторитеты и предрассудки." Такого рода неприятие было связано и с тем, что большинство людей маргинализировалось, так как у них менялся уклад жизни и мотивация социального поведения. Внутренняя трансформация не могла быть произведена "сверху", и поэтому многие оказались в "пограничном" состоянии. Это состояние растерянности, люди все чаще и чаще задавали вопросы : что я есть ? зачем живу ?

Наука не могла дать ответы на эти вопросы, так как хоть она и давала много сведений, но так и не предоставила целостной картины, что же такое человек. Революция в естествознании в конце ХIХ - начале ХХ в.в., когда были открыты рентгеновские лучи, явление радиоактивности, электрон и т.д., показала ограниченный характер существовавшей до тех пор физической картины мира. Французский писатель Абель Рей писал о состоянии физико-химической науки в тот период : "Крайние разногласия сменили прежнее единодушие, и притом разногласия не в деталях, а в основных и руководящих идеях. Если бы было преувеличением сказать, что у каждого ученого свои особые тенденции, то все же необходимо констатировать, что, подобно искусству, наука, в особенности физика, имеет многочисленные школы, выводы которых зачастую расходятся, а иногда прямо враждебны один другому ." Критика традиционного механицизма привела к переосмыслению места науки в обществе. Распространяется мнение, что наука может давать лишь практические рецепты, а не действительное знание.

Религия также не давала утешения, так как уже не пользовалась авторитетом, и ее картина мира находилась в противоречии с данными позитивной науки. Кризис веры в европейском мире, начавшийся с восторга материалистов ХVIII в. по поводу "освобождения человека от церкви", привел не к атеизму, а лишь к нигилизму, еще больше поверг в отчаяние слабых.

Неверие в конструктивно-созидательные силы человека, исторический и социальный пессимизм, скептицизм - таковы основные черты умонастроения рубежа ХIХ - ХХ веков. Люди стали переосмысливать окружающую действительность, происходит изменение представления о смысле, цели и назначении человеческой деятельности и познания. Широкое распространение получает иррационализм - философское направление современной западноевропейской философии, в котором неустойчивость социального бытия индивида превращается в онтологическую неуравновешенность всего мироздания и отрицается упорядоченное, законообразное устройство мира. Некоторые в поисках выхода из состояния загнанности - душевной и материальной, обратились к поиску ответов в мистическом опыте человечества.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Аргумент
Эта техника неодобрения используется с определенной частотой. Журналист, сообщая о полемическом вопросе, выступает голосом одной стороны — «дебатируя» с другой. Техника дебатов варьируется — иные более открыты, чем другие. В некоторых слу ...

Определение эстетического вкуса
Поскольку тема вкуса затрагивалась многократно философами-исследователями, то однозначно трудно дать чёткое определение данному понятию, поэтому для выявления его следует обратиться к истории его формирования. На мой взгляд, только лишь п ...

Имидж политика: вводные замечания
Тактика создания имиджа определяется рядом факторов, среди которых немаловажное значение имеет сфера общественной деятельности оратора. Самоподача играет значительную роль и в педагогике ("авторитетный учитель", "учитель-др ...