Кризис рационального сознания в европейском обществе на рубеже ХIХ-ХХ веков

Другая информация » Кризис рационального сознания в европейском обществе на рубеже ХIХ-ХХ веков

Страница 2

Стремясь разрешить кризисы и узлы противоречий, правящий класс заимствует у лидирующих в развитии стран (Англии, Франции и др.) выработанные там веками формы парламентаризма и насаждает их у себя при отсутствии правовых институтов и демократических традиций. В результате ситуация еще больше обостряется. Внешне все выглядело благополучно : промышленность и сельское хозяйство развивались быстрыми темпами; Германия имела преимущество по сравнению с Англией в передовых отраслях промышленности (химической и электрохимической); мировое значение приобрели крупнейшие немецкие банки. Тем не менее страну сотрясали политические кризисы, постоянная смена кабинетов, конкуренция между юнкерами и буржуазией, волнения рабочих, нестабильность во внешней политике, а самое главное царила нестабильность в обществе. "Глубокое неудовлетворение собственным положением все больше распространялось среди немцев". Модернизация явилась насилием по отношению к людям, все еще связывающим себя с традиционным сельским укладом, так как в сфере социальных отношений еще долгое время сохранялись докапиталистические отношения и учреждения, и поэтому им было сложно приспособиться ко всем проявлениям ускоренного развития государства. Презрение ко всему новому царило в обществе, казалось, что города, заводы разрушали сложившиеся сообщества и лишали людей чувства безопасности и надежности. "Либерализм и рационализм также отвергались, поскольку они стремились демистифицировать освященные временем порядки, разоблачить привычные авторитеты и предрассудки." Такого рода неприятие было связано и с тем, что большинство людей маргинализировалось, так как у них менялся уклад жизни и мотивация социального поведения. Внутренняя трансформация не могла быть произведена "сверху", и поэтому многие оказались в "пограничном" состоянии. Это состояние растерянности, люди все чаще и чаще задавали вопросы : что я есть ? зачем живу ?

Наука не могла дать ответы на эти вопросы, так как хоть она и давала много сведений, но так и не предоставила целостной картины, что же такое человек. Революция в естествознании в конце ХIХ - начале ХХ в.в., когда были открыты рентгеновские лучи, явление радиоактивности, электрон и т.д., показала ограниченный характер существовавшей до тех пор физической картины мира. Французский писатель Абель Рей писал о состоянии физико-химической науки в тот период : "Крайние разногласия сменили прежнее единодушие, и притом разногласия не в деталях, а в основных и руководящих идеях. Если бы было преувеличением сказать, что у каждого ученого свои особые тенденции, то все же необходимо констатировать, что, подобно искусству, наука, в особенности физика, имеет многочисленные школы, выводы которых зачастую расходятся, а иногда прямо враждебны один другому ." Критика традиционного механицизма привела к переосмыслению места науки в обществе. Распространяется мнение, что наука может давать лишь практические рецепты, а не действительное знание.

Религия также не давала утешения, так как уже не пользовалась авторитетом, и ее картина мира находилась в противоречии с данными позитивной науки. Кризис веры в европейском мире, начавшийся с восторга материалистов ХVIII в. по поводу "освобождения человека от церкви", привел не к атеизму, а лишь к нигилизму, еще больше поверг в отчаяние слабых.

Неверие в конструктивно-созидательные силы человека, исторический и социальный пессимизм, скептицизм - таковы основные черты умонастроения рубежа ХIХ - ХХ веков. Люди стали переосмысливать окружающую действительность, происходит изменение представления о смысле, цели и назначении человеческой деятельности и познания. Широкое распространение получает иррационализм - философское направление современной западноевропейской философии, в котором неустойчивость социального бытия индивида превращается в онтологическую неуравновешенность всего мироздания и отрицается упорядоченное, законообразное устройство мира. Некоторые в поисках выхода из состояния загнанности - душевной и материальной, обратились к поиску ответов в мистическом опыте человечества.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Открытое и закрытое знание
В предыдущей беседе мы указали на (различие между открытым знанием и закрытым знанием. Нам представляется, что это не количественное различие (определяющееся числом тех, кто посвящен в знание), а качественное. Открытое знание — это не тол ...

История одежды: редингот
В последние годы мода не раз обращалась к прошлому. Возникал, например, интерес к стилю 20-х, 30-х или 50-х годов. Но есть формы, которые существуют в истории костюма довольно долго, так как интерес к ним то усиливается, то ослабевает. Од ...

Литература
Ранняя австралийская поэзия находилась под сильным влиянием английской романтической поэзии 18 в. Вследствие этого первые лирики, например Баррон Филд (1786–1846), Вильям Чарльз Вентворт (1790–1872) и Чарльз Хэрпар (1813–1868), несмотря н ...