Архитектурное наследие русского зарубежья: храмы-памятники Николаю II

Другая информация » Архитектурное наследие русского зарубежья: храмы-памятники Николаю II

Страница 3

Вместе с обращением распространялся отпечаток графического листа с перспективным изображением храма, подписанного автором и датированного 25 ноября 1932 г. Остальной проектно-сметной документации не обнаружено, как и фотоснимка общего вида сооружения, сделанного во второй половине 1930-х гг. и позже. Закладку храма-памятника 18 декабря 1932 г. журнал Рубеж прокомментировал как исключительное в истории Шанхая русское православное торжество.

Новые веяния в искусстве России в конце XIX начале ХХ века соотносились в первую очередь с неорусским стилем национально-романтической версией модерна. Это яркое направление, особенно активно проявившееся в религиозном искусстве культовом зодчестве, церковной живописи, музыке, продолжило свое бытие за пределами России. Шанхайский храм-памятник, возведенный через полтора десятка лет после смерти неорусского стиля в России, творчески развивал его эстетику.

Архитектура храма стоит в одном ряду со многими известными в России храмовыми сооружениями начала ХХ в. в нерусской стилистике, но особенно явно перекликается с одним менее известным конкурсным проектом часовни-памятника в честь 300-летия Дома Романовых в Каменец-Подольске (арх. Д. А. Васильев и М. А. Адамович. Не реализован)(14), будучи при этом оригинальным сооружением.

Композиция и стилистика храма основаны на интерпретации нескольких прототипов, уже ставших традиционными для практики неорусского стиля. Тут можно упомянуть и о церкви Вознесения в Коломенском. Речь идет отнюдь не о повторе конкретных форм. В шанхайском храме-памятнике, прежде всего, ярко выразилась принципиальная установка неорусского стиля на вертикализм композиции и башнеобразность силуэта. В нем отсутствует величественный шатер Вознесенской церкви, но присутствует проникнутый вертикальной динамикой ее композиционный строй. Не похож храм на прообраз и производимым эмоциональным впечатлением, его скульптурно-пластичный объем изящен, светел и жизнеутверждающ.

Оригинальное конструктивное решение с открытым внутрь шатрообразным пространством усиливает в интерьере впечатление устремленности ввысь. Интерьер храма-памятника был тщательно продуман и высокопрофессионально исполнен ведущими мастерами живописи Шанхая. Ярон разработал проекты иконостаса, киотов-памятников, эскизы паникадил, изразцов, мозаичного орнамента плит пола, витражей, дверей, аналоев, подсвечников и т.д. все в древнерусском стиле. Мозаичное изображение Пантократора в своде центрального купола, иконы по двум сторонам царских врат были также его работы.

Многообразие художественной отделки интерьера: величественные образы святых, лепной декор, изразцы, блеск гравировки и филиграни иконных риз не разрушало эстетику условности внутреннего пространства храма, воплощавшего современным языком форм заветы аскетичной духовности русской православной церкви. Чудесная красота храма не была подавляющей, а была уютной и теплой. Символичным, как и каждая деталь в этом храме, было цветовое решение куполов: центральный покрыт мозаикой сине-бирюзового цвета, четыре малых купола темно-синего цвета с золотыми звездами, купол колокольни трех цветов Дома Романовых: белого, оранжевого и черного.

Автор заметки по истории возведения храма писал в 1936 г.: как много говорит русскому сердцу это святое сооружение-памятник страданий, перенесенных Русским народом за время революции, символом которых нам являются мучения и смерть Царя Мученика и Его Августейшей Семьи. Таким образом, содержание храма-памятника Николаю II в сознании его современников расширено до памятника страданиям всего русского народа, постигших его во времена исторической беды, которая стряслась с Россией.

На сегодняшний день можно констатировать незавидное, даже убогое, положение некогда высоко почитаемого русской колонией Шанхая Свято-Николаевского храма-памятника. Включение его в научный оборот явится первым шагом в разрушении пелены незаслуженного забвения замечательного памятника духовно-общественной мысли и созидательной деятельности российской эмиграции на Дальнем Востоке.

О Николае Ивановиче Исцеленнове авторе храма-памятника в Брюсселе развернутые словарные статьи появились в России во второй половине 1990-х гг. В Русском Зарубежье он всегда был заметной фигурой. Тем не менее, можно сказать, попытки исследовать собственно творческую судьбу архитектора только начинаются. Многочисленные статьи Исцеленнова 1950-, 70-х гг. в парижских Возрождении и Русской мысли о русском религиозном искусстве тоже еще никем не осмыслены.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Тринадцать веков веры
Исламская цивилизация сложилась в основном в VII—IX вв. по христианскому летосчислению. Она возникла на Ближнем Востоке и Пиренейском полуострове на многослойной почве древних и раннесредневековых цивилизаций. Вместе с исламом она распрос ...

Конструктивное решение костюма
В костюме эпохи Возрождения широко используются достижения кроя предшествующей эпохи. В женском итальянском котт к деталям переда добавляется передний центральный клин юбки, вшиваемый высоко на линии талии и создающий фалды и расширение. ...

Проблема литературных языков славян
Устный вариант национального языка распадается на множество диалектов, подсчитать которые очень трудно. Поэтому ответ на вопрос, сколько существует славянских диалектов, неоднократно менялся по мере развития диалектологии. Не так уж прос ...