Постмодернизм как методология изучения современного общества

Другая информация » Постмодернизм как методология изучения современного общества

Страница 3

Постмодернисткие феномены не имеют названия. Виртуальная природа этих феноменов неуловима для называния, так как последнее требует определенности, фиксации. Если же названия появляются они имеют малообъяснимые номинации типа «габитуса»(у Бурдье).

В литературе предлагается относить к постмодернистким такое качество как «когерентность», что означает «наличие синхронизированности различных казалось бы не связанных событий, которые накладываясь друг на друга усиливают или ослаблют размерность социальных процессов». Нарушение пространственно-временной структуры вызывает ее саморазрушение.

Нарушение обычных, естественных для здравого смысла пространственно-временных соотношений происходит в модернистской гносеологии также под влияние физического мышления.

Постмодернисткая методология развивает топологические представления о политике, которая рассматривается как вид социального пространства. Особенно изощренная теория политического пространства разработна Бурдье, классиком постмодернисткой методологии.

Постмодернизм не просто более изощренная новейшая методология социального познания, но и объективная характеристика социальной реальности, присущей современной политике. Постмодернисткое понимание порядка конституируется из хаоса. Это не просто упорядоченный хаос, а определенное отношение к хаосу, как к своеобразий разновидности порядка. Это позволяет сохранить стабильность в условиях казалось бы дефицита упорядоченности. Говоря о политических феноменах, можно отметить часто встречающиеся случаи организационной невнятности, яркий пример которой Рух.

Развитие общества осуществляется в виде трансформации, понимаемой постмодернистски, как сочетание казалось бы несочетаемого: консерватизма и либерализма, социализма и капитализма, модернизации и традиционализма, прогресса и регресса. Многозначность является чертой постмодернисткого общества(и постмодернисткого метода). Многозначность времени(современного общества) отражается в многозначности политического дискурса.

Важной чертой постмодернисткой ментальности является игровое отношение к миру. Речь не идет о детских , карточных, спортивных играх. В постмодернизме сложилось свое, особое понимание игры. Игра, как открытое для направленности движение, свободная от целеполагания трансформация. Игра процессом изменения, игра вариантами развития. Не жесткая направленность, обусловленная целеполаганием, а свободная игра, комбинация возможностей присуща социальным изменениям в эпоху постмодернизма. Однако игра — не хаос, не анархия. В игре есть правила, которые разделяют играющие. Исход игры непредсказуем, но сам ход игры упорядочен. Условность игры переносит рациональность на иной уровень, придает ей иной характер. Экономические, социальные отношения тоже могут объясняться игровой методологией. Не писаный закон, рожденный рациональностью прежней эпохи, а некие новые взаимно принятые условия и правила игры более действенны во многим взаимоотношениях экономических субъектов. И то, что мы называем «коррупцией» на самом деле есть новая реальность экономических отношений, в определенном смысле упорядоченная и понятная тем , кто в нее погружен. Миф о тотальной безнравственности государственных чиновников порожден традиционалистким сознанием, бессильным объяснить новую реальность. Период аномии пройден в относительно короткий этап трансформациовнного кризиса. Мятежное нормотворчество сформировало новый свод правил, известный играющим и непонятный остальным. Мир как анархия и хаос видится глазами непосвященных. Многие из нас помнят ощущения от передач по телевидению о соревнованиях по бейсболу. И комментарий не совсем помогает. Мы ничего не можем понять, что происходит на поле. Так и с социально-экономической реальностью. Это новая для нас игра. Коррупцией мы именуем, то что непонятно, а значит неподконтрольно нашему разуму в экономических отношениях.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Культура речи и вежливость сегодня
Будьте взаимно вежливы - призывают нас надписи в магазинах. Надо быть вежливым - поучают родители детей . Что это значит — быть вежливым, почему нас к этому приучают с раннего детства, зачем это нужно? Для ответа на эти вопросы прежде все ...

Невежество и общественные слои
В предыдущей главе мы остановились на понятии культуры, или понятии общей культуры, явившемся своего рода компромиссом между стремлением эпохи Просвещения к универсальному знанию, к которому все причастны и которое всем известно, и все ус ...

Четыре стадии познания природы
История науки свидетельствует о том, что в своем познании Природы, начиная с самых первых его шагов в древности, человечество прошло через три стадии и вступает в четвертую. На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлен ...