Постмодернизм как методология изучения современного общества

Другая информация » Постмодернизм как методология изучения современного общества

Страница 2

Многие явления, которые мы называем негативными, нельзя оценивать в понятиях хорошие-плохие, а применять другие термины «функционально или нефункционально», т. е. решать позволяют эти явления обществу решать проблемы или нет. Так , протез — это не хорошо и не плохо, а позволяет жить, это необходимость для инвалида. Таким инвалидом и является наше общество.

Общие черта постмодернизма по отношению к предшествующим парадигмам заключается в сочетании классических и модерных принципов.

Для классических теорий свойственен поиск инвариантов, универсальных законов, монизм. Модернизм уже предполагает внимание к уникальности, к единичным явлениям. Постмодернизму свойственен плюрализм оснований, множественность ключевых причинных связей, детерминант. Обществоведческие теории не просто разнообразны. Каждая из них утверждает свой тип универсальности. Постмодернизм не стремится опровергать одну теорию в пользу другой, а готов рассматривать разные основания как равнозначные. Художественный принцип постмодернизма — полистилизм — в социальных науках проявляет себя в множественности оснований социального мышления. Отсюда социализм и капитализм в равной степени рассматриваются как основания общественного строя, что выливается в модели китайского рыночного социализма, в российских и украинских реалиях, в том, что не имеет названия. Тогда как для классической социологии капитализм и социализм были альтернативами, а в постклассическом обществознании рассматривались уникальные модели советского социализма, арабского, африканского, которые мало были похожи одна на другую.

Для классического принципа фундаментализма есть модернистская параллель — холизм, целостность. Если для классических представлений часть и целое соотносится в рамках здравого смысла, то физика микромира вынудила по иному рассматривать эти соотношения: целое и часть в постклассическом мышление стало рассматриваться как равноправные, равнодостаточные. Холизм, как черта модернисткой методологии, размывается в постмодернисткой методологии. Он как бы есть и его как бы нет. Социологический подход вбирает себя иные дисциплинарные подходы. По отношению к объекту идея кланирования, голографического отображения, когда в каждой части целого содержится это целое, также приобретает постмодернисткое звучание. В рамках современного постмодернисткого мышления идея виртуальной реальности находит отражение в сняти самой проблемы целого и части: часть претендует на статус целого, а целое есть частью. Целостность социального мира, воплощенная, например, в идее «единого советского народа», заменена равнозначной украинской и русской идеей. При том остатки целостности сохраняются, сосуществуют с частным в некоем виртуальном качестве. Соотношение социального целого и части принимает неопределенный характер: целое как будто есть и как будто его нет. Это касается и феномена СНГ и Европейского союза и многих других важных проявлений целостного. Виртуальность целого и части разрешается ситуативно.

В гносеологическом аспекте это свойство проявляется в том , что социальные факты рассматриваются не просто с разных позиций : философской, феноменологической, антропологической, в некоем неуловимом симбиозе, которое не есть отдельные точки зрения, а в не имеющем названия одновременно и философском и антропологическом и социологическом и т. п. аспектах.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Искусство ХVIII—ХIХ вв
На рубеже ХVII-ХVIII веков Иран охватывает глубокий социально-экономический кризис, который приводит к ослаблению власти Сефевидов. Наступает тяжелый: для страны период афганского и турецкого нашествий. В середине ХVIII века положение ста ...

Культы
Сохранившиеся литературные источники, по большей части произведения так называемой классической литературы древнего Китая, позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской религии, философии, права и возникновение очень дре ...

Костюм Голландии
Уже в начале XVII в. формируются первые образцы костюма, отражавшего вкус буржуазии, особенно пуританской ее части. Они развивались на испанской основе, но это не помешало четко определить тяготение к формам добротным, практичным и целесо ...