Документальная публикация и масс-медиа

Страница 2

Публицистические мотивы подготовки документальной публикации по сути близки к политическим. Помимо этого они откликаются на злобу дня открытой попыткой актуализации документа прошлого, его подбором и своеобразным, неформализованным, остро полемическим конвоем. Целью такой документальной публикации является не стремление к истинному познанию прошлого, а его интерпретация в определенном контексте событий современности.

Дидактические мотивы подготовки документальной публикации вызываются намерением передать посредством документа определенные навыки и знания в воспитательных целях. В этом смысле дидактическая документальная публикация близка публикациям, подготовленным по образовательным, политическим и публицистическим мотивам и имеющим более приглушенный элемент актуализации документа.

Прагматические мотивы подготовки документальной публикации опираются на постоянную потребность личности, общества, государства в ретроспективной документной информации для решения стоящих перед ними конкретных практических задач. Эта потребность может быть одномоментной, предполагая однократное обращение к документу, а может быть постоянной или многократной. В любом случае эти потребности имеют сугубо практический характер. Постоянство или многократность обращения к документу является определяющим мотивом его документальной публикации. Подчас незаметно для личности, общества, государства документ, отразивший факт, событие, явление, процесс прошлого, начинает через документальную публикацию эффективно влиять на решение практических задач современности.

Убедившись в том, что документальная публикация способна представить новое конкретное знание о факте, событии, явлении, процессе прошлого или придать более организованный вид, форму, способ прежнему знанию о прошлом, обратим свое внимание на первый случай.

Документ в публикации всегда как бы "вторгается" в прошлое. Его публикация ведет либо к повторению, либо к приращению ранее полученного знания. Такое приращение может происходить постепенно, по мере открытия нового документа, формирования новых исследовательских интересов, актуализирующих тот или иной документ. Тогда - это эволюционный, терапевтический способ реализации принципа "вторжения" в прошлое документальной публикации. Однако в определенные периоды в обществе назревает и реализуется потребность революционного, лавинообразного, хирургического способа реализации принципа "вторжения" в прошлое посредством документальной публикации. Его эффект может быть чрезвычайно высоким, поскольку обычно хирургический способ вторжения в прошлое связан с публикацией ранее старательно скрывавшегося, недоступного, засекреченного документа, отразившего непубличные стороны факта, события, явления, процесса прошлого. Вместе с тем, хирургический способ вторжения публикации в прошлое далеко не всегда может оцениваться позитивно и вообще иметь положительный научно-познавательный или иной результат. Во-первых, общество в целом, испытывая потребность "вторжения" в прошлое, на самом деле может оказаться не готовым к нему, что вызывает общественные и частные конфликты. Во-вторых, хирургическое вторжение в прошлое нередко связано с публикацией документа, несущего элементы компромата, существенно изменяющие стереотипные представления о факте, событии, явлении, процессе прошлого. Такое изменение, оправданное самой природой человека, всегда стремящегося к познанию, все же способно исказить историческую ретроспективу, лишить ее объемной оценки случившегося в прошлом факта, события, явления, процесса.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Поэзия и проза
Cфера поэтического искусства в представлении XVII века далеко не совпадала с тем, что сегодня мы называем литературой или – ещё уже – художественной литературой. Законы тогдашней науки о прекрасном – поэтики – вовсе не распространялись на ...

Женский костюм
Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком. Женская туника по покрою не отличалась от мужск ...

Темы, герои, идеи
Чехов и Лу Синь ставили перед собой разные задачи. Для Лу Синя важна была задача типизации. Для Чехова же "важнее, чем создание типа, образа героя времени, было исследование природы человеческих взглядов и деяний - "области мысл ...