Археография как научная дисциплина

Термин "археография" (от греч. archaios - древний и grapho - пишу) в России был впервые употреблен в 1807 г. профессором Московского университета Н.Ф. Kошанским при переводе книги французского историка А. Милленя "Руководство к познанию древностей", где этот термин обозначал любое "объяснение памятников". K последним относились все "древности", за исключением нравов и обрядов прошлого. В 1823 г. выпускник Московского университета, в будущем известный историк и археограф П.М. Строев в знаменитом выступлении на заседании Общества истории и древностей российских, содержавшем программу собирания, описания и издания письменных исторических источников, вторично употребил этот термин применительно лишь к описанию письменных памятников.

Так, уже при появлении в русском языке термина "археография" за ним закрепились "широкое" и "узкое" значения. Строевское "узкое" понимание археографии сначала было заменено термином "библиография" в связи с более интенсивным развитием этой науки, а затем стало обозначать научную дисциплину, занимающуюся вопросами публикации письменных исторических источников. "Широкое" милленевское понимание археографии со временем распространилось на разработку вопросов собирания, описания и издания письменных памятников. Однако развитие архивоведения и архивного дела, органично включивших в себя вопросы собирания (комплектования) и описания (научно-технической обработки) письменных памятников, уже очень скоро не оставило шансов на его такое "широкое" применение.

Сегодня археография - это научная дисциплина, занимающаяся изучением документальных публикаций как одного из проявлений человеческого духа, разработкой принципов, методов, способов их подготовки (теоретическая археография), а также их реализацией (прикладная археография).

Археография имеет дело с документом (письменным, аудиовизуальным, электронным и др.) - зафиксированной различными способами на материальном носителе информацией, являющейся продуктом интеллектуальной деятельности человека. Любой документ проходит четыре стадии бытования. Первая стадия - создание, вторая - существование документа в качестве регулятора процессов, явлений событий действительности, когда он выполняет властные, исполнительные, организационные, коммуникативные, информационные и другие функции. После утраты документом своего оперативного значения по итогам экспертизы ценности он может быть уничтожен либо оставлен для долгосрочного или вечного хранения в архиве, которое является третьей стадией бытования документа. Описание архивного документа, снятие ограничений на доступ к нему превращает его в публичный архивный документ и переводит на четвертую стадию бытования в качестве исторического источника. Последний обладает четырьмя основными признаками. Во-первых, информация о документе публична или доступна любому пользователю; во-вторых, обращение к документу не ограничено для пользователя; в-третьих, стратиграфия документа (его место в системе других документов и документальных комплексов) строго и достоверно закреплена в архивном шифре - место хранения (архив), номер и название фонда, номера описи, дела, страницы.

Одним из признаков исторического источника является его публикация, т.е. воспроизведение и тиражирование документа с максимальным сохранением особенностей его содержания и внешней формы, а также конвоем - информационным сопровождением, включающим систему пояснительных элементов к документу (предисловие, комментарии, примечания, заголовок, архивный шифр и др.). Kонвой обеспечивает коммуникативность (эффективное взаимодействие документа и пользователя) документальной публикации. При этом передача текста документа (зафиксированной в любой знаковой форме и любым способом информации, отразившей факт, событие, явление, процесс прошлого и настоящего) является одной из важнейших задач при его публикации. Не менее значимо для публикации исторического источника предоставление пользователю варианта (вариантов) текста документа, т.е. концептуально различных, соприкасающихся (редакции текста документа), либо непринципиально отличающихся (собственно варианты) текстовых различий, отразивших первую стадию бытования документа, т.е. его создание.

Другие материалы:

Малиновский и Ватковский
После Гусятникова следует описание двух известных в то время в Москве господ — Малиновского и Ватковского. Вот попович Малиновскиий Выступает также тут. За ним полненький Ватковский, В коем весу тридцать пуд. Он жену ведёт под ручку ...

Флорентийский период. Статуя Давида
Вернувшись в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства республики заказ на создание 5,5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне ...

Стереотипы в художественном тексте. Особенности употребления
Слова стереотип, стереотипный имеют негативную окраску и в русском, и в английском языке, так как определяются через слово шаблонный, в свою очередь определяемый как избитый, лишенный оригинальности и выразительности. Это не вполне справе ...