Цицерон о риторическом знании

Другая информация » Теория риторики » Цицерон о риторическом знании

Страница 2

Таким образом, по Цицерону, ораторство--- одна из наук и искусств, рядоположенная другим и помогающая любой профессиональной деятельности, когда мысль оформляется в речь. Но у ораторов есть своя область речи--- гражданские споры, и, кроме речевой подготовки, оратору требуется специальная подготовка. Здравый смысл--- особая область семантики речи, отличающаяся от профессиональных знаний и философии .

Здравый смысл, по Цицерону, проявляется в изучении обстоятельств дела: "Когда я полностью изучу все обстоятельства дела, я сейчас же соображаю, какой в нем вопрос спорный. Ибо идет ли спор между людьми по делу уголовному, как о преступлении, либо по гражданскому, как о наследстве, либо по совещательному, как о войне, либо по личному, как о похвале, либо по ученому, как о смысле жизни,--- ни в одном он не обходится без вопроса или о том "что сделано, делается и будет сделано", или "каково сделанное" или "как его назвать".

Это ядро дела, подлежащее здравому смыслу, Цицерон называет вопросом. Затем следует разработать доводы, доказать и вывести заключение . При этом необходимо привлекать сведения из искусства и права, а также разработать изящество речи, возбудить или утолить страсти, применить остроумие, вызвав смех. Все это особые области практики ораторской речи.

Поэтому ораторская речь основана на особых смысловых операциях, которые не свойственны ни бытовой речи (речи домашней и фольклорной), ни ученой речи. Она представляет собой интуитивное угадывание, догадку в определении вопроса, предложение решения и разработку доводов, куда вовлекаются элементы позитивного знания, философии, поэтики и стилистики.

Ораторское искусство в Риме было путем к гражданской карьере. Римска риторика специально занялась тремя важнейшими сторонами ораторства:

а) государственными установлениями как ареной деятельности ораторов;

б) воспитанием оратора;

в) техникой подготовки речи.

В области государственных установлений римская республика стала сочетанием демократии через институт трибунов, аристократии--- через сенат и монархии --- через институт консулов. Каждый из институтов обладал своей областью власти, и было создано разделение властей и контроль за ними со стороны цензора. В области воспитания ораторов были разработаны правила обучени ораторов, состоящие из предварительного обучения (гимнастики, актерского мастерства, грамматики, философии, права и риторики), упражнений для приобретени опыта путем следования образцовому оратору и подражания ему и, наконец, личной практики выступлений. Так удавалось избежать того, что оратор "громкостью голоса созывал народ, чтобы собрать больше свидетелей своего неразумения".

Была разработана и технология составления речей: изобретение--- расположение --- словесное выражение--- запоминание--- произнесение (inventio--- dispositio --- elocutio--- memoria--- actio). Эта технология расчленяла действия оратора во времени и позволяла каждый этап доводить до совершенства.

Римская риторика разработала и структуру речи как наиболее общие типы аргументов: вступление, название и толкование названия, повествование, описание, доказательство, опровержение, обращение к чувствам, заключение.

Технология составления речи и структура речи выявляются из практики устно-письменных взаимодействий, характерных для римской риторики, когда речи писались, заучивались и произносились, стенографировались и распространялись письменно.

Цицерон--- завершение античной ораторской теории и практики, ее высшая точка. Поэтому им может быть завершено понимание сути риторики в античности и сути речевой практики. На основании изложенного можно представить следующий ряд понятий.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Барокко в Италии
Барокко (предположительно: от португ. perola barroca - жемчужина причудливой формы или от лат. baroco - мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике), главенствующий стиль в европейском искусстве конца 16 - ...

Выдающиеся писатели Древнего Китая
Самым выдающимся историком-писателем был Сыма Цянь ( около 145 - 86 гг. до н.э.) Его личные взгляды, сочувствовавшие даосским настроениям, расходились с ортодоксальными конфуцианскими, что не могло не отразиться на его труде. По-видимому, ...

Национальный Русский драматический театр Белоруси
Национальный Русский драматический театр Белоруси (в 1951–1992 имени М.Горького) был создан в 1928 в Могилеве на базе передвижного русского театра, возглавляемого актером В.Кумельским. В 1932 театр получил название Государственный русски ...