Учение о целях речи Аристотеля

Другая информация » Теория риторики » Учение о целях речи Аристотеля

Страница 2

Монархия ------ Тирания

Аристократия ------ Олигархия

Полития ------ Демократия

Различение столбцов зависит от того, на что этически направлена публична речь. Левый столбец характеризует публичную совещательную речь как речь, содержание которой направлено на общественный интерес, т. е. речь, содержание которой обращено не на личную корысть.

" .форма государственного устроения--- то же самое, что и политическа система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве, .отсюда неизбежно следует, что эта верховная власть должна быть в руках или одного, или немногих, или большинства.

.Монархическую власть, имеющую в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью, власть немногих, но более одного--- аристократией ., а когда в интересах общей пользы правит большинство .--- полития" .

" .в политии наивысшая верховная власть сосредото чивается в руках военного сословия, именно пользуются этой властью лица, имеющие право владеть оружием". Это наблюдение Аристотеля подтверждается всей историей человечества. Власть большинства--- власть вооруженная и всегда склонная прибегать к насилию.

Тирания, олигархия и демократия характеризуются речью, направленной на личную корысть. "В сущности тирания--- та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного правителя, олигархия блюдет интересы зажиточных классов, демократия--- интересы неимущих классов, общей же пользы ни одна из этих отклоняющихся форм государственного устроения не имеет".

Поэтому у политии власть всегда вооруженная. Войску нужен вождь --- монарх. Все это само собой может утратить нравственный критерий и стать тиранией, опирающейся на вооруженную демократию.

Формы власти (монархия, аристократия, полития) определяются и величиной государства, сочетающей количество людей и величину территории: " . то государство, в котором объединяются величина и благопорядок, должно быть считаемо наипрекраснейшим" .

Но поскольку, как сказано выше, государство есть общение, а хорошее государство есть общение на этических основах справедливости, то объем и формы государства зависят от возможностей общения. Возможности общения, прежде всего речевого, связаны с техническими средствами общения. Малым государствам свойственно устное общение, большим --- письменное. В наше время объем государства, вероятно, определяется средствам и мультимедиа.

Этическая направленность речи у Аристотеля есть развитое продолжение идей диалога "Горгий". Но в отличие от Платона, фактически вводящего этические принципы учебной речи (гомилетики), Аристотель сохраняет публичную речь в ее определенности, но вводит разделение совещательной, судебной и показательной видов речи. Если речь произносится перед монархом, аристократией или политией (которые требуют, чтобы оратор преследовал общественный интерес), то это один класс совещательных речей. Если же речь произносится перед тираном, олигархией или демократией, то ее этическое направление преследует личный корыстный интерес тех, кто ее воспринимает, соответственно от оратора требуетс иной тип содержания, иначе его не поймут и прогонят.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Парфянское царство
Во второй половине III века до н. э. Иран оказывается под властью парфян — Аршакидов, династии восточно-иранского происхождения. В этот период происходят значительные перемены в области культуры и искусства. При раскопках Старой Нисы (Тур ...

Дадаизм
Дадаизм – модернистское течение, ставшее квинтэссенцией принципа разрушения образности. По словам Георга Гроса, дадаисты представляли собой воплощение чистого нигилизма, разрушая образность “ради великого Ничто”. Возникновение группы дада ...

Театр
Американский театр вступил в XX столетие, имея сравнительно небогатую историю собственной сценической культуры. Его окончательное становление произошло в нынешнем веке. Развитию национального театра во многом препятствовала существовавшая ...