Учение о целях речи Аристотеля

Другая информация » Теория риторики » Учение о целях речи Аристотеля

Страница 1

Аристотель создал трактат "Риторика" не столько как учебное руководство (хотя так им пользуются и сейчас), сколько как аналитическое сочинение. "Риторика" Аристотеля рядоположена другим его трактатам--- "Поэтика", "Аналитика", "Категории". В этих трактатах рассматриваются разные виды речи: поэзия и проза. В "Риторике" рассматривается классическа официальная публичная (полисная) речь: показательная, судебная, совещательная, в "Поэтике" художественная речь: эпос, лирика, драма, разделяющаяся на комедию и трагедию, в "Аналитике" рассматриваются фигуры диалектической речи, а сама речь рассматривается как инструмент познания. По Аристотелю, быть инструментом познания лишь отчасти свойственно поэзии, а перед ораторской публичной речью такая задача Аристотелем фактически не ставится. Зато содержание и действенность речи у Аристотеля в его "Риторике" прямо связаны с общественным и государственным устройством.

По Аристотелю, общественное государственное устройство есть прежде всего речевая организация общества.

Общества различаются в зависимости от того, как в них законом и обычаем организована речь. Успех того или иного общества и государства зависит от того, в каких формах организована речь и сколько таких форм применяется. "Общение вполне завершенное, . образует государство . Всякое государство . уподобляется в этом отношении первичным общениям--- семье и селению . Речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо. Это свойство людей, отличающее их от остальных живых существ, ведет к тому, что только человек способен к чувственному восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства" Если индивид не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, он уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством" .

Таким образом, речь есть то, что создает сообщество людей, прежде всего семью и государство. Следовательно риторика есть одновременно учение об обществе и общественном управлении. Аристотель по-новому развивает мысль Платона о моральных основах риторики в учении о государстве: " .Ибо опирающеес на вооруженную силу бесправие тяжелее всего . человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах". Соглашаясь с тем, что ораторска речь и диалектика различны по цели и по влиянию на общество, и одновременно понимая, что без ораторской речи нельзя обойтись, Аристотель дает критерий этичности ораторской речи. Этим критерием являетс понятие справедливости. Аристотель заключает, что "Понятие о справедливости связано с представлением о государстве" .

Ставя публичную речь в связь с общественным устройством и в соответствии с характером организации социальных условий публичной речи, Аристотель в трактате "Политика" различает шесть видов обществ: монархия, аристократия, полития, тирания, олигархия, демократия. Эти виды общества попарно противопоставлены:

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Наурыз
Среди всех праздников казахов почетнейшее место занимает Наурыз. Современное казахское название Нового года - Наурыз пришло из персидского языка: нау - новый, руз - день. В прежние времена казахи называли началом нового года улыс куны - ...

Костюм 1947—1962 годов
Военизированный костюм продержался в послевоенном мужском и женском гардеробе еще несколько лет. В 1947 г. модная французская фирма «Кристиан Диор» предлагает новую коллекцию, которая наиболее полно отразила уже созревшую общественную эст ...

Невежество и религиозная жизнь
Религиозная жизнь, как принято думать, связана с пребыванием человека пред лицом чего-то неведомого, чего-то в известном смысле непознаваемого, и это составляет часть религиозной жизни, согласно любым представлениям о ней, — как тем, кото ...