Вертикальная ось `верх-низ` в характеристике концептов внутреннего мира человека

Другая информация » Вертикальная ось `верх-низ` в характеристике концептов внутреннего мира человека

Страница 3

Отрицательная оценка координаты `верх` применительно к интеллектуальной деятельности в летописях связана с тем, что « Богъ бо не любить. высокоия мысли нашия. возносящаго смиряеть.». Высокие мысли, высокий ум, высокоумие расцениваются как гордыня, высокомерие, надменность.

Традиционно координата `верх` используется для положительной оценки разного рода явлений и объектов: счастье – верх, грусть – низ, здоровье и жизнь – верх, болезнь и смерть – низ, обладание властью или силой – верх, подчинение – низ, хорошее – верх, плохое – низ, добродетель – верх, порок – низ и т.д.

В современном русском языке признак высоты также связан с положительной оценкой компонентов внутреннего мира человека: высокие мысли, высокие чувства, высокие думы, возвышенная душа, высоконравственный, высокообразованный, высокоодаренный, высокоразвитый, высокочтимый (исключением являются высокомерный и высокопарный), что вполне согласуется со шкалой «хорошее – верх, плохое – низ, добродетель – верх, порок – низ».

По данным древнерусского и церковнославянского словарей, эпитет высокий в составе наименований человеческих качеств, названий людей и частей человеческого тела обладает ярко выраженной отрицательной характеристикой. Так, в словаре древнерусского языка И.И. Срезневского представлены словарные статьи: высокомыслити - «возвышаться, гордиться»; высокопаривый – «заносчивый»; высокосьрдыи – «высокомерный, заносчивый»; высокоумие – «гордость, заносчивость»; высокошиявыи - «гордый, надменный». В Полном церковнославянском словаре (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) наблюдаем аналогичную картину: высокий духомъ– «высокомерный»; высокий умом – «высокомерный, надменный»; высокое сердце – «гордый дух, гордость надменный»; высокия очи – «высокие, гордые взгляды»; высокая выя – «гордо поднятая или вытянутая шея»; языкъ высокий – «народ гордый»; высокоглаголание – «похвальба, хвастовство»; высокомудренный – «много мечтающий о себе, надменный».

Следовательно, отрицательная характеристика координаты `верх` применительно к уму и сердцу находится в одном ряду с отрицательной характеристикой других «высоких» атрибутов человека и его жизнедеятельности. Подобное отличие от фактов современного русского языка связано с широко распространенной в Древней Руси христианской идеей смирения, равенства всех людей перед Богом, одним из постулатов которой было «возносящийся смирится, а смиряющийся – вознесется» Только Душа, данная человеку Богом, являющаяся его частью, может и должна стремится ввысь, к небесам.

Обобщая результаты проведенного исследования, следует отметить следующее:

1.У концепта «душа» движение по вертикальной оси возможно как внутри тела человека (при жизни), так и в мифологическом пространстве (после смерти), а у концептов « сердце» и «ум» - только в мифологическом пространстве (но при жизни человека).

2. Для всех трех концептов по вертикальной оси `верх-низ` присутствует в летописях только движение от некой точки, которая принимается за норму, по оси вверх, движение по оси вниз отсутствует (кроме единичного случая: у грешной души в ад).

3. Для концепта «душа» координата `верх` оценивается положительно, нахождение души в верхней точке вертикальной оси является идеалом. У концептов «ум» и «сердце» движение вверх наоборот является отклонением от некоторого идеала, расценивается как недопустимое желание возвыситься над другими людьми и стать равным Богу, а потому - как проявление не должного высокомерия и гордыни.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Декоративное искусство
Если тех привычных вещей, которых мы почти не замечаем, — чашек, стульев, платьев — коснутся волшебные руки художника-мастера, вещи «заговорят». Но на особом языке — языке красоты. Любой природный материал красив, но его красота открывае ...

Традиционализм как явление
Особенностью истории России было то, что традиционная культура сложилась здесь позднее, чем в Западной Европе. Это было связано прежде всего с затянувшейся колонизацией и татарским игом, повернувшим страну лицом на Восток и отторгнувшим е ...

Иллюзия осмысленности прошлого как стигма исторического жанра
Исторический текст как жанр опирается на строго отобранные источники. Автор текста оговаривает свои предположения, выстраивает аргументы. Где-то оставляет возможность выбора: могло быть так, а могло быть так. Где же здесь вымысел? Домысел ...