Вертикальная ось `верх-низ` в характеристике концептов внутреннего мира человека

Другая информация » Вертикальная ось `верх-низ` в характеристике концептов внутреннего мира человека

Страница 2

Перемещение души по оси `верх-низ` в пределах тела происходит при жизни человека, движение по этой же оси вне его пределов, в «мифологическом» пространстве или «пространстве инобытия» возможно уже после смерти человека. Душа покидает свое временное пристанище – тело – и отправляется в новое место обитания, в ад: он же воинъ. управи десьницю свою. иземь рогатичю ис пояса своего далече вергъ. срази князяЯтвяжьского. c коня своего. и летящоуемоу до земле изиде душа его со кровью во адъ либо на небеса (в рай): Тело же его на земле оста, а святая душа его въ небесныя кровы вселися; и положено бысть честное его тело в манастыри святого Благовещенья пречитсыя Богоматере, а душа его взиде на небо. Душа перемещается в пространстве не только самостоятельно, но и с помощью других субъектов, например, ангелы возносят душу на небо: Но тои преселенъ бысть на землю неведому, твою же душу аггели възнесоша на небеса.

Таким образом, дальнейшее (посмертное) перемещение души возможно в двух направлениях: вверх (для праведной души) и вниз (для грешной). В соответствии христианскими и языческими представлениями движение вверх оценивается как положительное, движение вниз – как отрицательное. Следовательно, « …для духовной ипостаси человека нормальным является положение над, а не на (земле)».

Сердце, как правило, занимает стабильное положение, являясь своеобразным центром, некой точкой отсчета, от которой исходят импульсы к остальным органам: О сяковых бо Давыдъ глаголаше: «в память вечную будет праведникъ, от слуха злаго не убоится; готово сердце его уповати на господа, и утвердится сердце его, и не подвижется. Фиксированное положение сердца как духовного центра человека объяснимо его связью с сердцем как органом кровообращения, имеющим, в отличие от нематериальной души, более четкую локализацию.

Движение сердца по вертикальной оси `верх-низ` в изученных летописях представлено только в мифологическом пространстве и только по направлению вверх: онемъ же пришедшимъ. и поведа Святополку. Яко створихом повеленая тобою. онъ же се слышавъ. възнесеся сердце его больма; Онъ же, слышавъ се, рад бысть, и възнесеся сердце его болма, а не ведый пророка Давыда, глаголюща : «что ся хвалиши о злобе сильнеи, безаконие весь день, неправду умысли язык твои».

В отличие от души, для которой движение вверх оценивается как положительное (душу держать горе – это этический эталон для живущего человека, а движение души вверх, на небеса к Богу после смерти – достойная награда праведнику), вознесение сердца воспринимается как отклонение от нормы и оценивается крайне негативно. Так в приведенных выше примерах возносится сердцем в своей гордыне Святополк после того, как узнает о совершившемся по его повелению убийстве св. Бориса и Глеба. В Древней Руси было распространено положение Священного Писания, которое цитируется и в летописях: Якоже писание глаголеть весь оузносяся сердцем нечистъ предъ Богомъ.

Вертикальтрадиционно связывает человека и Бога, но в данном случае подчеркивается равенство людей перед Богом, вознесение сердца, органа христианской любви и смирения, расценивается как попытка возвысится над себе подобными, стать равным Богу, а потому как проявление недопустимой гордыни. Недаром сердце именно возносится, как вознесся Христос после воскресения. А ведь написано же в одном из ключевых древнерусских текстов:Поминаеми же и самому глаголющу Господу: «Никтоже възыде на небо, токмо с небе ѣ съшедыи Сынъ человѣць ». Движение сердца вверх становится не движением вверх, к Богу, но напротив, стремлением вниз, к Дьяволу.

Также как душа и сердце, ум перемещается в пространстве по вертикальной оси, в которой доминирует координата верх. Концепт «ум» имеет признак `высота` – высокий ум: Съ бого все створя и по бозе побарая, высокии умъ, смиреный смыслъ, ветром тишина, пучина разуму. В отличие от современного русского языка, в котором признак высоты является положительно маркированным (ср. высокий ум, высокие мысли, высоконравственный и т.д.), в русских летописях признак ума `высота` и движение ума вверх по вертикальной оси оценивается отрицательно (так же, как и у сердца, но иначе, чем у души): а все то мене богъ казнилъ за мое высокоумие, что наступилъ есми на Русь на крестномъ целование; Черниговци же въспиша къ Всеволоду, глаголюще: «Мыслиши бежати в Половци, да к чему ся увернешь. Луче остани своего высокоумия и проси мира. В то же время приехаша послы из Пъскова …и приведоша съ собою Арсениа, хотяще его поставити на владычьство въ Пьсковъ, а не потворивше Новагорода ни во что же, възнесошеся высокоумиемъ своимъ.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Роскошь дворцов и садов
Дворцов мусульманских правителей сохранилось гораздо меньше, чем гробниц и мечетей. Больше всего их в арабских и южноазиатских странах и сравнительно мало в тюркском мире султанские дворцы в Стамбуле, дворец крымских ханов в Бахчисарае, Д ...

Соцально-политическая активность, проблемы языка и культуры
Консолидация более или менее присутствует в непосредственном общении, но ее нет в политике. "Иммигранты вне политики. Даже если следят, то не очень разбираются, у них языковой барьер". Вопрос о каких-либо национальных объединени ...

Уроки Александра Михайловича Евлахова
Александр Евлахов (1880—1966) — полузабытое имя. Автор стихотворного сборника, оперного либретто «Княжна Мери», десятков рассказов, литературный критик, педагог, эстетик, врач-психиатр. Мыслитель такого масштаба, профессор столь широкой о ...