Факторы второго уровня в кульминации

Другая информация » Ритмы символа » Факторы второго уровня в кульминации

Страница 2

Нас сейчас интересует другое. Во-первых, где усматривается кульминация цикла: в котором из семи фрагментов и в каком его месте? Во-вторых, за счёт чего это достигается?

Что касается первого, ответ не вызывает сомнений. Кульминация цикла - это пятое стихотворение, где развитие сюжета достигает своего решающего момента: воплощения подводной девы-души в человеческом теле. Кульминация подготовлена окончанием четвёртого фрагмента, где с интонацией магического заклинания неведомое существо ("Владыка жизни? Гений вод?") предсказывает деве стадии выбранного ею пути:

" .Есть въ Морђ скрытыя теченья,

И ты войдёшь въ одно изъ нихъ,

Твоё свершится назначенье,

Ты прочь уйдёшь отъ водъ морскихъ.

Ты минешь море голубое,

Въ моря зелёныя войдёшь,

И въ море алое, живое,

И въ вольномъ воздухђ вздохнёшь.

Но прежде чђмъ въ безвђстность глянешь,

Ты будешь въ образђ другомъ.

Не блђдной дђвой ты предстанешь,

А торжествующимъ цвђткомъ.

И нђжно-женственной богиней,

С душою, полной глубины,

Простишься съ водною пустыней,

Достигнувъ уровня волны.

И послђ таинств лунной ночи,

На этой вкрадчивой волнђ,

Ты широко раскроешь очи,

Увидевъ Солнце въ вышинђ ."

Гимническая звучность этого отрывка такова, что можно усомниться: не здесь ли кульминация? Сомнение разрешается в первых же строках пятого фрагмента. Так таинственна и прозрачна внезапно стихшая речь - да и говорится как бы "не о том", внимание привлекается к вещам, казалось бы, посторонним - словно поэт хочет, чтобы мы именно ощутили, а не увидели приближение самого важного .

Прекрасны воздушныя ночи,

Для тђхъ, кто любилъ и погасъ,

Кто зналъ, что короче, короче

Единственный сказочный часъ.

Прекрасно влiянье чуть зримой,

Едва нарожденной Луны,

Для женскихъ сердецъ ощутимой

Сильнђй, чђмъ пышнейшiе сны.

Но то, что всего полновластнђй,

Во мглђ торжества своего, -

Цвђтокъ нераскрытый, - прекраснђй,

Онъ лучше, нђжнђе всего.

Да будетъ безсмертно отнынђ

Безумство души неземной,

Явившейся въ водной пустынђ,

Съ едва нарожденной Луной.

Она выплывала къ теченью

Той вкрадчивой зыбкой волны,

Незримому вђря влеченью,

Въ безвђстные вђруя сны.

И ночи себя предавая,

Расцвђтшій цвђтокъ на волнђ,

Она засвђтилась живая,

Она возродилась вдвойнђ.

И утро на небо вступило,

Ей было такъ странно-тепло.

И Солнце ее ослђпило,

И Солнце ей очи сожгло.

Поразительные невесомость и цельность первого катрена обусловлены не очевидными повторами кто и короче, а удвоением мужской рифмы на вполне "воздушной" фонеме ас:

Прекрасны воздушныя ночи,

Для тђхъ, кто любилъ и погасъ,

Кто зналъ, что короче, короче

Единственный сказочный часъ.

Что обращает на себя внимание, так это обогащение возможностей, вызванное однажды озвученным з вместо с. В результате сказочный откликается ещё и на знал; а то, в свою очередь, продолжает сочетание асн в прекрасны. Но и это не всё! Аллитерация нс-нн- з-н в четвёртой строке как раз и укорачивает промежуток между знал и сказочный, усиливая звуковое влияние согласных (то же самое можно сказать и об аллитерации сн-з-н-н в первой строке). А что же вторая рифма? Кроме двойного короче, звуковую линию слова ночи продолжает ещё и инвертированное безударное очн слова сказочный. Таким образом, в нём сошлись обе рифменные фонемы, причём обе в слегка изменённом виде и звучании! Но, как мы уже не раз отмечали, именно подмена звукового и буквенного материала на близкий и есть характернейшая особенность второго уровня - так же, впрочем, как и обязательная разнесённость по разным строкам или хотя бы в несмежные позиции на одной строке. А волнообразная смежность погас кто знал возникает за счёт того, что ассонанс о-á подчёркивается переходами звонкости г-к и с-з.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Жанры голландской живописи 16-18 века
Определение "голландская" по отношению к живописи Северных Нидерландов до отделения в XVII в. семи Соединенных провинций от испанских Нидерландов остается спорным. Это подтверждают и немногочисленные образцы искусства XIV в. (ф ...

Принципы воспроизведения текста документа в публикации
Принципы воспроизведения текста документа в публикации опираются на особенности документа, являющегося материальным продуктом мыслительной и практической деятельности конкретных людей разных исторических эпох. В нем отражаются индивидуаль ...

Образование
Начиная с 1945 Вена частично восстановила свое прежнее значение центра культуры и образования. Здесь расположен крупнейший в Австрии университет (73 тыс. студентов в 1993); имеются университеты в Граце, Инсбруке, Клагенфурте и Зальцбурге ...