Катастрофа на стадионе

Другая информация » Прогулки по Тациту » Катастрофа на стадионе

Нет, это не репортаж о событиях на стадионе в наши дни. Мы уже как-то привыкли к катастрофам на стадионах. Там подрались болельщики и кого-то зарезали; там рухнула трибуна стадиона. Нет, мы вернемся почти на две тысячи лет назад.

Я уже писал о том, что в правление Тиберия было очень сильно ограничено количество игр и представлений для народа. Различные нечистые на руку дельцы, которых в то время было не меньше, чем теперь, наживались на этом. Иногда такие предприятия оканчивались большой бедой.

В 27 г. от Р.Х., в консульство Марка Лициния и Луция Кальпурния, один богатый вольноотпущенник по имени Атилий решил построить в городе Фидена амфитеатр, чтобы давать в этом городе гладиаторские бои. На этом он надеялся нажить очень приличные деньги. Но собственных средств для возведения солидного сооружения у него не было. Поэтому он начал экономить на всем. Первым делом он купил дешевый участок и не провел никакого его обследования, чтобы выяснить, насколько надежен грунт и каков должен быть фундамент. Надо было экономить! Он же строил амфитеатр не для того, чтобы прославиться среди своих сограждан, а для наживы. Итак, на ненадежном грунте быт сооружен довольно слабый фундамент, да еще не из лучших материалов. Ну, как будто дело происходит в XX веке.

Деревянный амфитеатр, возведенный на этом фундаменте, был сколочен на скорую руку и особой прочностью тоже не отличался. Ведь надо было спешить, чтобы вернуть затраченные деньги и начать, наконец, зарабатывать. Наконец строительство было завершено и назначен день первых боев.

Соскучившаяся по таким мероприятиям публика, толпами стала стекаться в амфитеатр. Фидена город небольшой, но расположен не очень далеко от Рима, откуда также прибыло огромное количество зрителей. Ну, в общем, полный аншлаг, и даже более того. Амфитеатр был переполнен. И беда не заставила себя ждать. Во время представления огромное сооружение начало перекашивать. Испуганная публика начала метаться по трибунам, которые не выдержали такой нагрузки и начали рушиться. Часть рядов начала падать внутрь амфитеатра, увлекая с собой множество людей, а часть - наружу, погребая под собой и тех людей, кто не смог попасть на бои, а стоя вокруг амфитеатра, удовлетворялся информацией, которая просачивалась с трибун. Тотализатор существовал уже тогда. Паника охватила весь амфитеатр, который очень быстро весь и разрушился. Историк так описывает картину бедствия:

" .те, кого смерть настигла при обвале здания, благодаря выпавшему им жребию избавились от мучений; еще большее сострадание вызывали те изувеченные, кого жизнь не покинула сразу: при дневном свете они видели своих жен и детей, с наступлением темноты узнавали их по рыданиям и жалобным воплям. Среди привлеченных сюда разнесшейся молвой тот оплакивал брата, тот - родственника, иные - родителей. И даже те, чьи друзья и близкие отлучились по делам из дому, также трепетали за них, и, пока не выяснилось, кого именно поразило это ужасное бедствие, неизвестность только увеличивала всеобщую тревогу".

Место катастрофы было оцеплено. Но когда начали разбирать развалины, к телам погибших устремились толпы людей, удержать которых не было никакой возможности. Близкие люди обнимали и целовали тела своих погибших родственников. Стояли стоны и плач. Нередко возникали недоразумения, особенно когда лицо покойника было обезображено до неузнаваемости, а одинаковое телосложение и возраст не позволяли однозначно идентифицировать покойника.

Следует отметить, что сразу же после катастрофы знать Фиден и других небольших близлежащих городов, проявила себя самым достойным образом. Двери домов были открыты для оказания врачебной помощи пострадавшим и снабжения их лечебными средствами, а также и питанием. Тацит пишет про город, который постигло такое несчастье, что

" .сколь ни был горестен его облик, как бы ожили обычаи предков, которые после кровопролитных битв поддерживали раненых своими щедротами и попечением".

После разбора завалов были подведены ужасные итоги этой катастрофы: погибло и было изувечено около пятидесяти тысяч человек.

Слушанием этого дела занимался сенат. Атилий, конечно же, был отправлен в изгнание. Но сенат этим не ограничился. Было вынесено специальное постановление, согласно которому человек, имеющий состояние меньше четырехсот тысяч сестерциев, не имеет права устраивать гладиаторские бои. Этим же постановлением запрещалось возводить амфитеатры без предварительного обследования надежности грунта.

Другие материалы:

Культура Китая
Наиболее древ. периодом китайской цивилизации считается эпоха сущ-ния гос-ва Шан, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан, давший наз. стране и правящей династии царей. Позже ее завоевали др. китайские пл ...

Электронное искусство
Электронное искусство, возникнув позднее всех иных благородных искусств, отличается от них, в числе прочего, одной любопытной особенностью: оно не создает собственного инструментария. Его, однако, как бы и не волнует отсутствие такового. ...

Перфоманс
Перформанс, перфоманс (англ. performance - выступление, исполнение, игра, представление) - форма современного искусства, одна из разновидностей акционизма, входящего в концептуализм 1960-х годов. Перформанс - короткое представление, испол ...