Философия ХХ века

Научный прогресс и технические достижения века раскрыли человеку многие тайны, в результате чего Вселенная перестала быть такой загадочной. Но наряду с этим человек, видящий всю сомнительность своих достижений, начинает задумываться над своим местом в этом мире, пытаясь понять, как он связан с окружающим миром и какую роль в нем играет.

Возникает множество философских концепций, концентрирующих свое внимание на человеке и дающих различные объяснения его поведения.

Так, незадолго до Первой мировой войны возникает течение "экзистенциализма" (основоположник – С. Кьеркегор), который рассматривает бытие как некую данность, конечный путь которой определяется смертью; в "пограничной ситуации" (К. Ясперс) человек прозревает экзистенцию как смысл своего существования. Религиозные экзистенциалисты (Ж. Марсель, М. Хайдеггер) высшим достижением считают акт трансцедентирования (выхода за свои пределы). Атеистические экзистенциалисты (Ж.-П. Сартр, А. Камю) утверждают, что только способность самостоятельно распорядиться своим бытием определяет человека.

Другим течением, развивающимся с начала века был психоанализ или "фрейдизм", основным понятием которого является "бессознательное". Согласно этому учению всеми поступками человека движут его подсознательные желания (либидо). Опирающийся на теорию З.Фрейда швейцарский психолог К.Г. Юнг приходит к понятию "коллективного бессознательного" (генетически заложенных в сознании людей общечеловеческих архетипов или прообразов).

Другие материалы:

Русское религиозное искусство конца XIX- начала ХХ века
…всюду, куда бы не закинуло русских наше безвременье, они сохраняют верность своей религии. И по всему лицу земли строятся и строятся все новые и новые православные храмы Рубеж, 1931. Архитектура продолжает оставаться малоисследованной ...

Объективация как объективно мыслимый случай думанья о мифе
Когда я думаю о мифологии, я знаю, что миф - это я, моя мысль, речь и поведение. Но это так, только когда во время или даже прежде думания о мифе я уже имею идею мифического как чего-то иного, чем я, моя мысль, речь и поведение, - другими ...

Период династии Цинь и Хань
Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н.э. ханьские астрономы впервые отметили существова ...