Английская драма

Другая информация » Английская драма

Страница 5

На рубеже 18–19 вв. появилось большое количество пьес, написанных в подражание Шекспиру, но из них лишь малая часть представляла интерес. Романтически приподнятые постановки пьес Шекспира и стихотворных драм Дж.Ш.Ноулза и Э.Булвер-Литтона не отвечали духу времени и тормозили развитие реалистической драмы в прозе. Французская мелодрама, достигшая к 1802 лондонских подмостков, и ее изысканное детище «хорошо сделанная пьеса», родоначальником которой считается Э.Скриб, вдохнули новую жизнь в прозаическую драму. Однако местный колорит проник в английскую мелодраму только с пьесами Д.Бусико, который в середине века сделал этот жанр популярным в Америке и Великобритании, и Г.А.Джонса, спустя двадцать лет привнесшего в мелодраму социальное звучание. Еще медленнее прививалась « хорошо сделанная пьеса». Первым английским драматургом, наполнившим прозаическую драму персонажами и сценами из реальной жизни, был Т.У.Робертсон, чьи социальные комедии Общество (Society, 1865) и Каста (Caste, 1867) открыли дорогу пьесам А.У.Пинеро, Г.А. Джонса и Д.Бусико в Англии и Б.Хоуарда, К.Фитча и О.Томаса в США. Предлагая занимательное зрелище, «хорошо сделанная пьеса» в лучшем случае сохраняла лишь видимость правдоподобия, а ее художественные достоинства подчас не поднимались выше хорошего профессионального уровня. Некоторые авторы объявляли свои пьесы «проблемными», однако вопросы они поднимали мелкие и сценическое их воплощение было неубедительно.

В 1891 произошло событие, которое помогло английскому театру ослабить засилье коммерческой драматургии : по образцу парижского «Свободного театра» А.Антуана (1887) и берлинской «Свободной сцены» (1889) Дж.Т.Грейн основал «Независимый театр». Целью Грейна было познакомить англичан с пьесами Г.Ибсена и других новаторов театра. Постановка Привидений Ибсена вызвала бурю возмущения трактовкой проблемы полов в сценах, больше напоминающих самое жизнь, нежели традиционное театральное действо. Буквально считанные единицы сумели по достоинству оценить эту выдающуюся пьесу, в том числе молодой Джордж Бернард Шоу, горячий поклонник Ибсена и социалист, чья первая пьеса Домá вдовца (1894) предназначалась как раз для «Независимого театра». После значительного коммерческого успеха Веера леди Уиндермир (1892) Уайлда и особенно Второй миссис Танкерей (1893) Пинеро, где было много от новомодного натурализма, стало ясно, что английская драма выходит на качественно новый художественный уровень.

С началом 20 в. в Англии стало ощущаться влияние Ибсена и открывшихся на континенте «свободных» театров. По меткому замечанию Шоу, английский театр всегда отставал лет на сорок от своего времени. Сам Шоу первым вынес на подмостки назревшие социальные проблемы. Другие известные драматурги, в частности Пинеро и Джонс, писали так называемые «проблемные» пьесы, затрагивая в основном жизнь высших слоев общества. У направления же, получившего название «Новая драма», охват действительности был несравнимо более широким. Так, Д.Голсуорси в пьесе Серебрянная коробка (1906) представил острый социальный конфликт между богатыми и бедными, обнажил судебные злоупотребления, а в пьесе Справедливость (1910) вывел на сцене тюрьму. В первое десятилетие века Шоу был уже широко известен, но кассовый успех пришел к нему лишь с постановкой Первой пьесы Фанни (1911), а повсеместное признание – после Святой Иоанны (1924). Позднее его пьесы все больше напоминали пьесы-дискуссии, практически лишенные сюжета.

Представительной фигурой массового театра был У.С.Моэм, пьеса Леди Фредерик (1907) принесла ему первый большой успех. Писателю особенно давался жанр легкой комедии с броскими афоризмами. Впрочем, он не избегал и серьезных жанров, но после неудачи с драмами За верную службу (1932) и Шеппи (1933), не принятыми зрителем, Моэм перестал писать для театра. Мастером развлекательной комедии был и Н. Коуард, лучшие среди его пьес – Частные жизни (1930) и Беспечный дух (1941).

В 1930-е годы ярко заявили о себе Дж.Б.Пристли и Т.Раттиган. Начинавший как романист и эссеист, Пристли, обратившись к театру, создал виртуозную по композиции пьесу Опасный поворот (1932). Из его последующих многочисленных драматургических экспериментов наиболее удачна пьеса Джонсон против Джордана (1939). Раттиган в Парне Уинслоу (1946), разоблачая допущенную несправедливость, блестяще использовал нашумевший реальный случай. В 1955 он столь же талантливо отобразил в пьесе Отдельные столики исковерканные человеческие судьбы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Речевая культура Древней Индии
В отличие от Китая и Греции, где сословный строй существовал, но не был выражен формально в том, что человек своим рождением обязательно привязан к определен ному сословному состоянию, в Индии сословный строй в виде деления на касты и при ...

Три уровня организации стихотворного текста
Представление о художественном вообще и поэтическом в частности произведении как об организованной многоуровневой системе уже давно устоялось как общее место [ 23]. Нередко приходится встречать и подсказываемое самим словом предположение ...

Возникновение романтизма в России
В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе. Можно говорить о его некоторой подражательности. В русской культуре противопоставления человека миру и Богу не было. Возникает Жуков ...