Английская драма

Другая информация » Английская драма

Страница 3

Если Марстон, Деккер и др. развивали направление, указанное Джонсоном, то Дж.Чапмен в пьесах Дворянин-привратник (1606) и Месье д'Олив (1606) проявил склонность к романтической комедии. Гармонично сочетать романтический сюжет с реальными жизненными обстоятельствами сумел Т.Мидлтон (Как надуть старика, 1608; Добродетельная девушка из Чипсайда, 1613).

В жанре трагедии якобитские драматурги предпочитали «трагедию мести», потому что она лучше всего выражала их представление о распавшемся времени. В Белом дьяволе (1611) и Герцогине Амальфи (1612) Д.Уэбстера месть является частью мирового зла, а не возмездием за конкретные злодеяния, как у Кида и Шекспира. Помимо Шекспира, который за пять лет создал четыре величайшие трагедии – Гамлет (1601), Отелло (1604), Король Лир (1605) и Макбет (1606), – заслуживающие упоминания трагедии написали Чапмен и Мидлтон. Взятые из современной французской истории трагические герои Чапмена высокомерием и самоуверенностью не уступают героям Марло (Бюсси д'Амбуаз, 1604; Трагедия Бирона, 1608). Мидлтон в написанных в соавторстве с У.Роули драмах Женщины, остерегайтесь женщин (1620) и Тайная подмена (1622) исследует темы сластолюбия и нравственной деградации, проявив при анализе подавленных желаний и подсознательных импульсов поразительный психологический дар.

В это смутное и жестокое время развился рассчитанный в основном на аристократическую аудиторию жанр трагикомедии, в этом жанре писали постоянные соавторы Ф.Бомонт и Д.Флетчер (Филастр, 1609; Король и не король, 1611). К жанру трагикомедии приближены и их романтические трагедии (Трагедия девушки, 1610), где также много неожиданных поворотов действия и совпадений, но нет счастливого финала. На писавших после них якобитских драматургов Бомонт и Флетчер оказали большое влияние, даже Шекспир не избежал его, создав в конце жизни романтические драмы Цимбелин (1609), Зимняя сказка (1610) и Буря (1611).

Последние годы Возрождения отмечены упадком драматургии. Театр все больше сводился к придворному развлечению, набиравшие силу пуритане порицали его как суетное развлечение. Драматурги вынуждены были заимствовать сюжеты у своих предшественников или просто переписывать старые пьесы, давая им новую жизнь. Так, пьеса Ф.Мессинджера Новый способ платить старые долги (1625) – переделка комедии Мидлтона. Трагедии Д.Форда Жаль, что она шлюха (1625) и Разбитое сердце (1633), свидетельствуя об аристократических пристрастиях автора, отражают культ платонической любви и рыцарской чести, вошедших в моду при дворе Карла I. Лучшие трагедии Дж.Шерли Предатель (The Traitor, 1631) и Кардинал (The Cardinal, 1641) – драмы мести, их герои – исторические деятели недавнего прошлого. В комедиях Гайд-Парк (1632) и Женщина легкого поведения (The Lady of Pleasure, 1635) Шерли изображает нравы светского общества в манере, близкой комедии Реставрации.

В целом трагедии Уэбстера, Мидлтона, Бомонта и Флетчера, Форда и Шерли уступали произведениям их предшественников и в этическом, и в эстетическом смысле. Духовное и поэтическое начало сменилось преувеличенной тягой к эффектам, гротескным нагромождением трагических событий, и когда в 1642 пришедшие к власти пуритане запретили театральную деятельность, в этом уже не видели большой беды.

В 1660 в Великобритании была восстановлена монархия, и одним из первых был издан указ Карла II о восстановлении театров, что вменялось в обязанность У.Давенанту (театр «Слуги герцога») и Т.Киллигру (театр «Слуги короля»). Давенант и Киллигру занимались также подготовкой новых актеров (в том числе и актрис – для исполнения женских ролей). Их небольшие театры вмещали около 300 зрителей – как правило, аристократическую элиту, поэтому драматурги эпохи Реставрации вынуждены были приспосабливаться к вкусам своей праздной аудитории, ограничиваясь созданием комедий нравов и героических трагедий.

В центре комедии Реставрации, равнявшейся на элегантные и остроумные образцы Бомонта и Флетчера, находилась любовная интрижка. Типичные комедии того времени – пьесы Дж.Этериджа Модный мужчина, или Сэр Фоплинг Флаттер (1676), Комическая месть, или Любовь в бадье (1664) и Она хотела бы, если бы могла (1668). У.Уичерли заимствовал темы у Мольера, прибавив к основному сюжету побочные любовные линии. В его Сельской жене (1675) и Прямодушном (1676) галантное остроумие зачастую переходит в колкую, даже язвительную насмешку над претензиями легковесных героев. К концу 17 в. комедия Реставрации стала подвергаться постоянным нападкам со стороны церкви и городского среднего сословия. В 1698 Дж.Кольер назвал ее непристойной и вульгарной в памфлете Краткий обзор той безнравственной и пошлой продукции, что царит на английской сцене (A Short View of the Immorality and Profaneness of The English Stage). Еще до появления памфлета актер К.Сиббер написал комедию Последнее любовное средство (Love's Last Shif, 1696), героем которой был типичный для того времени повеса – правда, с добрым сердцем, которое в конце концов выводило его на путь добродетели. Так что ко времени появления пьесы У.Конгрива Так поступают в свете (1700), классического образца комедии Реставрации, вкусы публики изменились, и пьеса провалилась.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Классическая древнегреческая культура
Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, новые черты и стала колыбелью европейской культуры. Одной из важнейших черт древнегреческой куль ...

Олимпийский период. Ранняя классика
В мифологии этого периода, связанного с переходом к патриархату, появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон убива ...

Изобразительное искусство ХХ века
К началу ХХ века заканчивается движение больших, классических для XIX века художественных движений, а их традиции видоизменяются и начинают выполнять задачи новой эпохи. Реализм обращается к условным формам художественной фантазии (монум ...