Английская драма

Другая информация » Английская драма

Страница 2

Особенно много для превращения «тюдоровской драмы» в зрелое детище золотой елизаветинской поры сделала группа просвещенных и смелых молодых людей, которых называли «университетскими умами». Д.Лили куртуазными комедиями на мифологические сюжеты отвечал рафинированному вкусу аристократов-завсегдатаев «закрытого» театра «Блэкфрайерз» (Эндимион, 1588). Пьесы Р.Грина, Дж.Пила , напротив, предназначались для более широкой публики.

В большинстве елизаветинских комедий на равных присутствуют высокий комизм и низкое комикование, утонченный юмор и грубый фарс, романтизм и реализм. В ранних комедиях Шекспира Укрощение строптивой (1593), Два веронца (1594), Бесплодные усилия любви (1595) и Сон в летнюю ночь (1595) очевидно влияние и Лили и его предшественников в возвышенных любовных историях, и фарсовой традиции. Их равновесие достигнуто в комедиях Как вам это понравится (1599) и Двенадцатая ночь (1600), где идеалы противопоставлены испытывающей их реальной жизни. К концу века все большее значение обретает средний класс, что нашло отражение в драме Т.Деккера Праздник башмачника (1599), где в образе энергичного, полного жизни героя прославлен лондонский ремесленник.

Начало золотой эры елизаветинской драмы обозначила Испанская трагедия Т.Кида. Эта яркая мелодрама ввела в английский обиход «трагедию мести». Но только Марло придал английской драме подлинное величие. В каждой из его лучших пьес присутствует титанический герой. Тамерлан, мальтийский еврей или доктор Фауст – поистине герои, к трагическому финалу их приводит неутолимая жажда власти, богатства, знаний. Особый вклад Марло в английскую драму – его «мощная строка», умелое, гибкое использование белого стиха. Впервые в Англии появился драматург, который создал собственный сценический язык. К 1593 большинство «университетских умов» уже ушли из жизни, кто-то перестал писать для театра, и на место Лили, Кида и Марло пришел Шекспир. У Лили он учился обращать куртуазно-рыцарскую любовную историю в остроумную комедию; у Кида взял зрелищность и мелодраматизм «трагедии мести», использовав в создании Тита Андроника (1593), но больше всего он был обязан Марло. Работая над Ричардом II (1595–1596), Шекспир использовал как образец хронику Марло Эдуард II.

В 1603 умерла королева Елизавета, и на английский престол взошел Яков I, родоначальник династии Стюартов. На рубеже веков Англию раздирали политические, религиозные и классовые противоречия, и драматургия отразила эти потрясения. Театры, при Елизавете принимавшие разнородную публику, теперь играли для избранной аудитории. В зависимости от того, писал драматург для публичных театров или для частных, которые посещала знать, он менял тематику и стиль своих пьес. Соответственно сменилась художественная установка. Наметившаяся в серьезной драме тенденция к анализу и разъедающей рефлексии превратила историческую пьесу из яркой военной хроники в биографическое исследование либо нравоучительную историю.

Т.Деккер быстрее других почувствовал трезвый дух времени, показав в Добродетельной шлюхе (1604–1605) лицемерие и безнравственность аристократов на фоне добродетельного простого люда и хотя бы отчасти удовлетворив потребность низшего класса в сценическом воплощении его насущных интересов и образа жизни.

Воссоздавая узнаваемую обстановку, Деккер и Т.Хейвуд (Женщина, убитая добротой, 1603) шли за Беном Джонсоном, оказавшим огромное влияние на английскую комедию 17 в. В пьесе Всяк в своем нраве (1598) Джонсон сформулировал свою теорию комедии. Исходя из средневекового представления, согласно которому темперамент человека определяется одним из четырех «юморов» – меланхолией, флегмой, кровью и желчью, – Джонсон создавал характер, определяемый одной, главенствующей страстью. Показательный пример влияния Джонсона – Недовольный (1604) Д.Марстона: все действие пьесы сосредоточено на язвительном, критикующем все и вся герое. Впрочем, Джонсон вошел в историю литературы не только как автор теории «юморов», воплотивший ее в своих сатирических произведениях. Его четыре комедии – Вольпоне (1606), Эписин (1609), Алхимик (1610) и Варфоломеевская ярмарка (1614) – непревзойденные шедевры, глубоко исследующие людские странности и пороки. Сатирическая комедия Джонсона и романтическая комедия Шекспира определили два пути, по которым пошло развитие английской комедии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Лексические и фразеологические средства
Прежде всего отметим, что та часть словарного состава русского языка, которая является стилистически нейтральной, лишь в незначительной степени участвует в формировании речевого имиджа публициста. Наиболее ярко эта функция проявляется у с ...

Искусство как предмет исторического сознания
Я хочу начать лекцию с тезиса академика Д.С.Лихачева о том, что история культуры не есть ее прогресс. История культуры - ее накопление. Однако каждое конкретное явление художественной культуры функционирует по-разному в исторические перио ...

Футуризм
Одновременно с акмеизмом в 1910 – 1912 гг. возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объедин ...