Литература и искусство

Страница 1

Индийские литературные традиции восходят к великим священным текстам индусов. Среди них Ригведа (ок. 1300–1100 до н.э.); Махабхарата, созданная спустя несколько столетий; Упанишады (ок. 500 до н.э.) и Рамаяна, появившаяся позже остальных. Другие классические произведения отражают многообразную тематику, включая искусство дипломатии, обязанности правителей и грамматические навыки. В целом художественная литература не была ограничена заранее предписанными сюжетами или формами и охватывала все стороны жизни.

Первым общепризнанным индийским литератором стал драматург Бхаса (ок. 2–3 в. н.э.). Среди других драматургов далекого прошлого – полулегендарный царь Шудрака (ок. 3 в.) и Калидаса (ок. 4 в.), который был также крупнейшим поэтом, писавшим на санскрите.

Более 1500 лет отделяют золотой период индийской литературы от наших дней. За это время произошло распространение буддизма и джайнизма, затем индуизма, было установлено британское правление. В конце 19 в. началось культурное возрождение, охватившее прежде всего Бенгалию. Новую художественную литературу стали создавать на английском языке. Среди писателей этого периода – Майкл Модхушудон Дотто (1824–1873), Говин Чандра Датт (1828–1884), его дочь Тору Датт (1856–1877) и Манмохан Гхош (1867–1924). Из авторов, писавших на бенгали, особую известность приобрели Банкима Чандра Чаттерджи (1838–1894), Гириш Чандра Гхош (1844–1912) и Амритсал Басу (1853–1929). Видные авторы, творившие за пределами Бенгалии, – писатель Харишчандра Бхаратенду (1850–1885), писавший на хинди, поэт Дагх Дехлеви (1831–1905), творивший на урду, писатель Хари Нараян Апте (1864–1919), создававший свои произведения на маратхи, прозаик Чанду Менон (1847–1899), писавший на языке малаялам, и поэт из Кералы Кодунгаллур Кунджикуттан Тхампуран (1864–1913).

Классические традиции и новые художественные веяния нашли выражение в творчестве лауреата Нобелевской премии 1913 Рабиндраната Тагора (1861–1941) – романиста, драматурга, художника, музыканта.

В 1930-е годы литература страны испытала воздействие идей Махатмы (Мохандаса Карамчанда) Ганди (1869–1948) – политического и духовного лидера, взгляды которого отразились на строе мышления индийцев во всех сферах жизни. Среди тех писателей, в произведениях которых особенно ощутимо его влияние, были хиндиязычные поэты Майтхилишаран Гупта (1886–1964) и Сумитранандан Пант (1900–1977) и прозаики Прем Чанд и Джайнендра Кумар (р. 1905), маратхский писатель Бхаргаврам Виттхал Вареркар (псевдоним Мама, 1883–1964) и малаяльский поэт Нараяна Менон Валлатхол (1878–1958).

С 1965 в Индии ежегодно присуждается литературная премия Джнан Питх. В числе ее лауреатов, в частности, П.В.Акиландам, Ашапурна Деви, Кота Шиварама Карант, Агьея (настоящее имя Саччидананд Хирананд Ватсьяян) и Бирендра Кумар Бхаттачария.

Из поэтов второй половины 20 в. известен С.Х.Ватсьяян, порывающий с традиционной эпической стилистикой своих предшественников. Среди прозаиков наиболее известен Джайнендра Кумар, знаменитый роман которого Отставка переведен на английский язык. Один из самых широко читаемых современных индийских литераторов – Тхакази Шивасанкара Пиллаи, пишущий на языке малаялам; его роман Кеммин был издан на большем числе языков, чем любое другое из индийских художественных произведений.

Театральное искусство современной Индии ушло от концепции «синкретического театра» кудияттам и классической санскритской драмы. Пьесы Тагора увели театр от банальных шаблонов коммерческих постановок 19 в. Другие писатели, работавшие в этом литературном жанре в начале 20 в., ориентировались на запросы народностей, на языке которых писались пьесы, и жителей конкретных областей. К видным мастерам драматургии первой половины 20 в. относятся П.Самбанда Мудалияр и Е.В.Кришна Пиллаи из Южной Индии, Бхаргаврам Виттхал Вареркар (Мама) и Прахлад Кешав Атре (псевдоним Кешавкумар) из Махараштры, хиндиязычный Джайшанкар Прасад и Адия Рангачария из Карнатаки.

Лидером авангарда в Бенгалии стал Бадал Саркар – драматург, продюсер, режиссер и актер. Постановщик пьес на открытых площадках и организатор импровизированных спектаклей, Саркар выступает, возможно, главным катализатором изменений, происходящих на индийской сцене. Другие известные театральные деятели Бенгалии – Сомбху Митра и Утпал Датт, который использовал джатру (форму представления, которое давалось странствующей театральной труппой) для постановки спектаклей, на которые собиралось до 15 тыс. зрителей.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Параллель с живым языком
Реальная картина жизни языка также сложнее нормы, прописанной в грамматиках. Говоря об изменениях последнего десятилетия в публичной речи, лингвисты и публицисты обычно клеймят жаргонные и английские слова, проникшие на ТВ и в СМИ. Но это ...

Палладио - теоретик и практик Возрождения
Палладио, андреа (Palladio, Andrea) (1508-1580), выдающийся итальянский архитектор позднего Возрождения. На примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения (преимущественно в ...

Период династии Сун
В сунский период Китай вновь становится одним из передовых государств своего времени. Наблюдается значительный подъём в развитии ремесла и торговли, что сопровождается ростом городов, зодчество занимает ведущие позиции в строительстве. Ки ...