Старые боги под новыми именами

Другая информация » Старые боги под новыми именами

Страница 3

Сюжет на поля:

Метаморфозы

Овидий был далеко не первым, кто ввёл в поэзию труд земледельца или садовода. Ещё «Труды и дни» Гесиода были наставлением в сельском труде. Но дело в том, что Овидий не наставляет, а играет. Он укрупняет детали неожиданные (взять хотя бы подрезание усов!), забавные. Всё как будто прозаическое, но и не вовсе настоящее. Это игра в прозу жизни, декорация, на фоне которой развернётся любовная история. «Метаморфозы» — книга театральных преображений, неожиданных сюжетных поворотов, меняющихся мнений.

Боги похожи на людей, люди — на богов. Божественное соседствует с человеческим и родственно ему. Вертумн, превратившись в старую женщину, наставляет Помону, приводя разнообразные примеры. Для всепобеждающей красоты аналогии берутся классические: Елена, Пенелопа . Но в качестве последнего аргумента, в конце концов сломившего упорство Помоны, рассказывается история о любви двух простых смертных.

Простолюдин Ифис полюбил Анаксарету, гордую тем, что в её жилах течёт кровь древних троянских царей. Не скрытый ли это намёк на официальную мифологию, возводящую знатные римские семейства к троянцам? У Овидия героиня, предпочтя любви родовую гордость, совершает непоправимую ошибку. Обладавшая каменным сердцем, она сама обращается в камень после гибели влюблённого в неё юноши.

Эту историю Вертумн рассказывает для того, чтобы предостеречь Помону против невнимания к страсти нежной. Настоящее важнее прошлого. Или, во всяком случае, пренебрежение им недопустимо.

У Овидия не только люди рассказывают о богах, но и боги — о людях. Два мира сближаются. Боги теперь не так яростны, не так грозны.

Вымысел? “Это не вымысел, нет .” — предупреждает наше сомнение поэт. Однако само его желание предупредить усиливает сомнение. Когда прежде поэт передавал предание, и так было ясно, что он говорит правду. Он не был автором в современном смысле слова, а лишь собирал и передавал то, что принадлежало общей памяти.

Овидий — автор. Он — сочинитель. Один из первых, кто свободно и красочно обрабатывает разнообразные сюжеты, расцвечивая их воображением. Переданный им миф перестаёт быть безусловной истиной, имеющей важный смысл. Это сюжет занимательный, поучительный, волнующий. Нас иногда просят в него верить, но и это — игра, подобная той, что ведёт со своим читателем писатель-сказочник или писатель-романист.

Проверка памяти

Имена: Вергилий, Овидий.

Греческие боги: Гера, Афина, Зевс, Посейдон, Аполлон, Дионис, Гефест, Артемида, Гермес, Арес, Афродита.

Римские боги: Юпитер, Нептун, Юнона, Янус, Феб, Вулкан, Диана, Венера, Марс, Вакх, Минерва, Меркурий.

Вопросы и задания:

—Посмотрите внимательно на приведённый в задании «Проверка памяти» список греческих и римских божеств. Установите между ними соответствия.

—Каким богам в вышеприведённых списках нет соответствий?

—Чем отличается характер римской культуры от греческой? Отразилось ли это отличие на римском пантеоне?

—Что означает название книги Овидия «Метаморфозы»? Почему ей сопутствовал такой большой читательский успех?

Проверка памяти

Имена: Помона, Вертумн, Тевкр, Ифис, Елена, Пенелопа, Улисс.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Скульптура XXVIII века
В древней Руси скульптура в отличии от живописи находила сравнительно небольшое применение, в основном как украшение архитектурных сооружений. В ХVIII веке неизмеримо разностороннее стала деятельность скульпторов, свободнее выражавших нов ...

В эпоху Русского Просвещения
Восемнадцатый век - это не только время блистательных побед русского оружия, строительства роскошных дворцов и парков, создания русского театра, расцвета литературы и искусства. Именно в это время во всю широту ставятся задачи просвещения ...

Актерское искусство
Актерское искусство в драме и кино, создание сценического образа, исполнительское творчество. Актерское (сценическое) искусство стоит в ряду древнейших, одним из его источников явились религиозные обряды. Развитые формы сценического иску ...