О парадоксах философии истории Посидония

Другая информация » О парадоксах философии истории Посидония

Страница 2

По мнению Посидония не происходит постепенного ухудшения состояния общества, ибо причины зла имеют природный характер, они врожденные, - мнение, с которым полемизирует Сенека, говорящий о "медленном развитии порока" в связи с изменением нравственного состояния общества. Посидоний обратил внимание на другие факты, которые свидетельствуют о постепенном прогрессе человеческого рода, факты, по-видимому, не осмысленные Сенекой столь же глубоко, как Посидонием.

Первостепенную роль в историческом прогрессе играют философы. Говоря о "примитивных" сообществах, Посидоний упоминает о племенах, которые "странное и сомнительное имеют устройство", и далее: "есть у них обычай - не совершать никакого жертвоприношения без философа". Посидоний вовсе не рассматривает древнейшие сообщества в качестве некоего первоначального общего источника, из которого проистекают все последующие общественные формы. Он пытается найти общие черты, характерные для всех сообществ, используя столь важную в учении Стои категорию "всеобщего".

Кроме того, философ предполагает, что самому обществу присущ динамизм, способный изнутри разрушить его равновесие. Посидонию, возможно, принадлежит догадка о том, что чем примитивнее общество, тем большие усилия должны быть затрачены для создания общественной связи, соединяющей всех членов в одно целое и помогающей им не только выжить, но и создать новый уклад. Поэтому значение определенных обрядов с участием в них философов велико. Рассуждения Посидония о роли философов в развитии человеческих сообществ позволяют, как уточнить стоическое учение о мудреце, так и объяснить двойственный характер его концепции, характеризующейся и симпатией к представлениям о Золотом веке, и приверженностью к идее прогресса. Образ Рима способен заменить образ эпохи "Золотого века". Очередной подъем возможен. Мудрецы Посидония предстают в виде реформаторов, ибо их заботит не сохранение существующего общественного уклада и образа жизни, а стремление к совершенствованию условий существования. Поэтому задача мудреца не только показать путь, но и обеспечить условия прохождения этого пути и создания равновесия в обществе. Мудрец - сам участник исторического процесса, созидатель прогресса. В учении мы находим прообраз будущих представлений о роли личности в истории. И пример Посидония-политика здесь достаточно красноречив.

Изучение и интерпретация источников позволяют сделать следующие выводы. Парадоксальность исторической концепции Посидония лишь кажущаяся. Она содержит схему во многом мифологическую, но не лишенную реальности, схему, которая могла бы в обобщенном виде представить принципы развития человеческого сообщества. Понятие "Золотого века" для мыслителя играет роль своеобразной модели, образа, которому можно подражать (именно здесь сказалось влияние концепции "идей" Платона) и которая должна помочь в раскрытии механизмов движения человеческих сообществ по пути прогресса. На самом деле не Посидоний, а Сенека - автор пессимистической концепции исторического развития. Взгляды же Посидония - диалектические по своей сути - оптимистичны.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Попечительство и финансирование искусства
Искусство в Австралии поддерживается благодаря государственным субсидиям и филантропической деятельности. Ниже приведены некоторые данные о масштабах этой поддержки. В 1997 примерно 82% австралийцев хотя бы один раз посетили кинотеатр, 48 ...

Цитаты и парафразы
Цитатность текстов средств массовой информации в наши дни находит параллели и в словесном художественном творчестве, где в соответствии с постулатами постмодернизма порой создаются произведения, представляющие собой многослойные нагроможд ...

Литература
Ранняя австралийская поэзия находилась под сильным влиянием английской романтической поэзии 18 в. Вследствие этого первые лирики, например Баррон Филд (1786–1846), Вильям Чарльз Вентворт (1790–1872) и Чарльз Хэрпар (1813–1868), несмотря н ...