Графические материалы как источник по истории архитектуры помещичьей и крестьянской усадеб в России XVII в

Другая информация » Графические материалы как источник по истории архитектуры помещичьей и крестьянской усадеб в России XVII в

Страница 3

рис 9

рис 10

Хозяйства владельцев господских усадеб, представленных в публикуемых рисунках, располагались главным образом в центральных уездах: а Московском (5), Переяславль-Залесском (2), Юрьев-Польском (1), Дмитровском (1), Кашинском (2) и в северо-западных уездах: Новгородском (2) и Торопецком (2).

Даже при внимательном изучении нельзя заметить существенных отличий в типе построек. Это все дома, различные по величине и архитектуре, но выполненные из одного строительного материала v дерева. Схожесть их обусловлена и географической близостью районов, где они расположены: Дмитровский, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский и Кашинский уезды непосредственно граничили между собой и безусловно тяготели к Москве. Владельцы домов чаще всего несли службу в Москве и свои загородные хоромы строили, очевидно, и оборудовали по образцу столичных усадеб.

рис. 11, 12, 13

рис. 14

Говоря о хронологии, следует заметить, что мы датируем изображения только временем составления чертежей и ничего не можем сказать о действительном времени постройки самих зданий. Этот вопрос в каждом конкретном случае может быть решен в результате специального исследования. Пока можно лишь утверждать, что к моменту составления чертежа здание существовало.

Все имеющиеся в нашем распоряжении изображения господских усадеб по характеру построек можно условно разделить на две группы. К первой относится большая часть изображений (12 из 15). На них мы находим строения состоящие из двух, трех и более соединенных между собой клетей v деревянных срубов, являвшихся основой строительства любого дома.

Ко второй мы относим сооружения иного. типа (рис. 17, 18, 19), представляющие значительного размера постройки под одной крышей.

Теперь приступим к рассмотрению отдельных построек. Самым ранним (1669 г.) в первой группе является изображение усадьбы Григория Даниловича Долгорукова в селе Собакино Московского уезда (рис. 20). Она несколько отличается от остальных построек своей группы. Это скорее усадьба-крепость, чем усадьба-загородный дом. Она окружена массивной бревенчатой стеной с воротами. На углах стены возведены внушительных размеров четырехугольные башни с повалом. Башня (левая) покрыта деревянной четырехскатной кровлей. Внутри стен угадывается жилая постройка с высокой светелкой, покрытой островерхой кровлей с прапором. И в башне и в светелке прорезаны окна, тип которых установить по рисунку не представляется возможным.

рис 19, 20, 21

рис 22, 23

На рис. 21 изображен двор помещика Никифора Корякина в Юрьев- Польском уезде (1676 г.). Дом состоит из соединенных между собой трех клетей: двух поменьше и одной большого размера, Две одинаковые клети поставлены рядом так, что имеют одну общую стену,v прием, применяемый очень часто в русской архитектуре. Таким образом, производили увеличение строений v прирубали еще одну клеть. Клеть большего размера соединяется с двумя другими крытым переходом v сенями. Расположение окон в верхней части строения свидетельствует о том, что дом поставлен на подклети, где, очевидно, размещались хозяйственные помещения. Большую из клетей можно рассматривать как горницу, где находились парадные покои хозяев. Верхняя часть двух меньших клетей является также жилым помещением. Рассматриваемое нами изображение двора является единственным из представленных, где рисунок не дает возможности судить о материале, из которого построен дом. Но сам тип постройки несомненно свидетельствует, что он деревянный, так же, как и другие. Дворы помещиков Лихачева и Апрелевых в Обонежской пятине Новгородского уезда (1696 г.) близки по характеру только что описанному с той лишь разницей, что художник детально воспроизвел строительный материал. Оба дома v и трехклетный (рис. 8), и двухклетный (рис. 15) v рубленые, с тесовыми двускатными кровлями на высоких подклетях.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Литература, искусство
В начале XIX века в армянской художественной литературе еще ощущалось влияние средневековой схоластики. Хотя господствовавшее литературное течение—так называемый армянский классицизм—на примерах исторического прошлого и, в частности, в па ...

Быт
На основе находок крито-микенского периода мы вправе предполагать, что женщины пользовались тогда большой свободой и играли более значительную роль в обществе и в семье, чем в более позднее время греческих и римских полисов. Об этом говор ...

Развитие литературы в ХХ веке
Продолжая лучшие традиции, новое столетие предлагает читателям ряд блестящих реалистических произведений (романы Т.Манна, Д.Голсуори, Р.М. дю Гара, пьесы Б. Шоу, Г. Гауптмана). Первая мировая война вызвала естественный отклик писателей. ...