Графические материалы как источник по истории архитектуры помещичьей и крестьянской усадеб в России XVII в

Другая информация » Графические материалы как источник по истории архитектуры помещичьей и крестьянской усадеб в России XVII в

Страница 2

Зарисовки господских усадеб содержатся в 33 чертежах. Это самые интересные изображения, так как сами постройки, как мы уже отметили, до нас почти не дошли; кроме нескольких образцов гражданских сооружений в крупных городах.

Чаще других на чертежах встречаются деревни. Они, как правило, представлены крестьянскими домами, изображения которых бывают нескольких типов: это или вполне реалистический рисунок бревенчатых изб, или схематический набросок дома, служащего ориентиром при межевании. На отдельных чертежах этот ориентир выполнен в декоративной манере.

Хозяйственные постройки даны во всем их многообразии. На 27 чертежах имеются изображения мельниц, на 8 v плотин, на 16 v мостов. Встречаются также изображения овинов и гумен, соляных варниц, кирпичных сараев, кузниц, конюшен, скотных дворов, колодцев. Многие чертежи поражают и сегодняшнего зрителя богатством и затейливостью растительного орнамента яркостью и чистотой красок, хорошей сохранностью.

Из всего богатства графических материалов из фонда Поместного приказа нами отобраны для более детального рассмотрения 28 фрагментов чертежей с изображениями крестьянских и ?вотчинников дворов. Рассматривая рисунки крестьянских и помещичьих дворов, мы можем сказать, что среди них встречаются чертежи двух видов v чертеж-миниатюра и чертеж-план. Правда, к последнему виду из числа отобранных нами рисунков можно отнести лишь изображение помещичьего дома в Шаховом стану Московского уезда 1694 г. (рис.1). Остальные представляют различной степени детальности чертежи-миниатюры.

рис 2

рис 3

Посмотрим теперь, как выглядело русское село или деревня XVII в. и отдельные строения в изображении авторов наших миниатюр. Как видно (рис. 2, 3, 4, 5, 6), для села этого времени характерно наличие церкви. Часто она высится в центре поселения, иногда несколько в стороне, видимо, в тех случаях, когда более возвышенное, ?красное место¦ располагалось поодаль от крестьянских домов. Обращает на себя внимание и единый порядок в расположении крестьянских дворов. Они показаны, как правило, близко стоящими друг к другу, вдоль дороги или реки (рис. 3 v 7, 9 v 13, 16).

рис. 4

рис. 5

Необычная деталь содержится в зарисовке д. Сушково Троице-Сергиева монастыря Новоторжского уезда (рис. 7). Здесь вдоль порядка крестьянских домов мы ясно видим бревенчатую мостовую. Это единственное в нашем распоряжении изображение. Как ни скупы авторы рисунков в передаче архитектуры, крестьянских домов, можно выделить два типа встречающихся здесь изб: на подклете (рис. 5, 8 v 11) и без него (рис. 2 v 4, 6, 7, 12, 13, 16). Первый тип встречается на чертежах Дмитровского, Московского, Новгородского и Юрьев-Польского уездов, второй v Московского, Муромского и Перемышльского. Все крестьянские дома на наших рисунках одноклетные

Подсобные хозяйственные постройки (сенники, сараи, погреба, амбары) на рисунках отсутствуют, хотя из описаний крестьянских дворов известно, что они имелись. Есть лишь одно изображение овина, расположенного поблизости от крестьянского нежилого дома (рис. 14). Все без исключения крестьянские дома показаны без дымовых труб, что и не удивительно: в XVII в., как известно, они топились по-черному. На многих рисунках (рис. 8, 10 v 12, 15, 16) художники изобразили избы так, что по ним с уверенностью можно судить о строительном материале. Это, несомненно, дерево. Особенно искусно прорисованы крестьянские избы села Брюхова Кашинского уезда (рис. 12). Это одноклетная, рубленая изба с красным окном и тесовой кровлей, виден тын, огораживающий двор. Рисунки мелки и не позволяют с уверенностью утверждать, что в это время все еще преобладали волоковые окна, но высоко расположенные небольшие окна в домах без подклета дают возможность высказать именно такое предположение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Итальянский костюм
Испытывая до сих пор значительное культурное влияние Франции, Византии, стран Востока, Италия с XV в. сама становится законодателем моды среди европейских стран. Вертикальность, заостренные формы, условность и стилизация готики вытесняют ...

Карамзин
По рассказам одного из современников, нашего историографа, последний, проживая в то время в Москве, вёл образ жизни, общий всем молодым людям: вставал рано, в 6 часов утра, одевался если не во фрак, то в бекешу, в сюртуке его редко видали ...

Судьба ВОКП
Еще в 1918г. С.Клычков, С.Есенин и П.Орешин, назвав себя инициативной группой крестьянских поэтов и писателей, подали в московский Пролеткульт заявление о необходимости образования крестьянской секции. Всероссийский Союз крестьянских писа ...