Графические материалы как источник по истории архитектуры помещичьей и крестьянской усадеб в России XVII в

Другая информация » Графические материалы как источник по истории архитектуры помещичьей и крестьянской усадеб в России XVII в

Страница 1

Впервые предлагаемые вниманию читателя чертежи-миниатюры второй половины XVII в., дошедшие до нас в столбцах фонда Поместного приказа , являются уникальным источником по истории быта крестьянского и помещичьего хозяйств. Те немногие, имеющиеся в литературе, чертежи и рисунки относятся чаще всего к городским постройкам и не содержат изображений крестьянских и помещичьих домов. Лишь иллюстрации к упомянутым описаниям путешествий иностранцев с немногочисленными изображениями деревень очень близки к нашим чертежам-миниатюрам. Можно сказать, что эти два источника дополняют и подтверждают друг друга, но чертежи Поместного приказа превосходят описания и количеством, и разнообразием изображения. Если, например, до сего времени лишь одна иллюстрация из альбома Мейерберга принималась исследователями как изображение господской усадьбы, в выявленных нами чертежах их более 30. Это особенно ценно. Если крестьянские постройки XVII в. дошли в мало измененном виде вплоть до начала XX в. и даже до наших дней, особенно в ряде северных районов страны, то помещичьи усадьбы XVII в. нигде не сохранились. И не только разрушительная сила времени лишила нас возможности увидеть их: новые веяния, проникшие в жизнь и быт господствующего класса после реформ начала XVIII в. коренным образом изменили тип постройки загородной усадьбы.

Вторая половина XVII в. достаточно хорошо представлена письменными источниками по истории крестьянского и помещичьего быта. Здесь прежде всего следует назвать писцовые и отписные книги, содержащие подробные перечни жилых и хозяйственных построек на ?вотчинниковом дворе, документы сыскных комиссий и др. Часть этих источников опубликована. Истории крестьянского и помещичьего быта, в частности, конструкции внешнего вида крестьянского и городского дворов посвящены и специальные работы как дореволюционных, так и советских исследователей. Однако названные исследователи в своих работах пользовались в основном письменными источниками, из числа, графических материалов И.Е.Забелин и Н.Д.Чечулин привлекали лишь данные ? Сборника чертежей Москвы, ее окрестностей и города Пскова XVII столетия. Что касается работы М. Красовского по истории русского деревянного зодчества, то в ней кроме источников, уже введенных в оборот его предшественниками, использованы также рисунки иностранцев, посетивших Россию в XVII в. Здесь особенно интересным представляется сделанный автором детальный анализ рисунка боярского двора из альбома Мейерберга. Острый взгляд архитектора не упустил ни одной детали рисунка. Он сумел использовать мельчайшие штрихи для его прочтения.

М. Красовский использовал и такой оригинальный источник, как иконопись. Он тщательно изучил детали иконы Тихвинского монастыря, уделив особое внимание постройкам подмонастырного посада. Среди них он установил 4 типа различных построек, в основе которых лежит традиционная рубленая клеть.

Одной из интересных работ, посвященных рассматриваемой теме, является диссертация М. Г. Милославского ? Деревянное зодчество в России в XVI-XVII веках (по архивным материалам). В ней детально разобраны конкретные вопросы строительства, вызванные к жизни потребностями реставрации памятников архитектуры: инструментарий по обработке дерева, строительный материал, детали рубленых сооружений, принципы их планировки, организация строительных работ и др.

Предметом настоящей работы является изучение рисунков крестьянских и помещичьих построек второй половины XVII в., хранящихся в фонде Поместного приказа. Всего в столбцах приказа обнаружено 282 чертежа, из которых 169 содержат рисунки построек. На чертежах нанесены леса, озера, реки, болота, дороги и т. п., указаны межи. Встречаются чертежи с обозначением размещения посевов. Одна часть чертежей (142) выполнена черными чернилами, другая (140) v в красках. На 20 чертежах даны изображения городов: Богоявленская слобода, Валуйки, Гремячев, Кашира, Перемышль, Руза, Серпухов, Старая Русса (по одному изображению); Елец, Серпухов (по два); Волоколамск, Молога (по три). На 25 чертежах имеются изображения монастырей. В их числе Воскресенский Новоиерусалимский, Серпуховской Высоцкий, Псковский Печерский, Улейминский и др. На каждом чертеже, где спорные земли находились вблизи сел, обязательно изображены церкви, их около 80.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Ритуал и этика в традиционном Китае
Каждая из великих классических культур Востока уникальна. Своеобразие, уникальность традиционной китайской культуры сводится, прежде всего, к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достато ...

Литейный Интимный театр
«Театр отказался служить вкусам улицы и переименовался в интимный и поставил ряд художественных пьесок, рассчитанных глвным образом на тонких ценителей театрального искусства», — так писал обозреватель о происшедших в Литейном театре изме ...

Мономиф
Вся героическая литература есть непрерывный перепев одной и той же извечной истории в разных вариациях. Клаудио Наранхо видел смысл этого бесконечного повторения в том, что каждый автор, пройдя путь Героя, описывает универсальную мифологе ...