Литература и искусство

Искони высшей формой поэзии на урду были газели («разговоры с прекрасными женщинами»). Главные их мотивы заключались в воспевании красоты любимой, хотя часто поэты предавались также философским размышлениям. Помимо восхищения женщинами, наибольшей популярностью в традиционной литературе урду пользовались религиозные сюжеты и описания исторических событий. Марсийа (элегические поэмы) Мирзы Саламат Али Дабира и Мир Аниса (Мир Бабар Али), например, были посвящены кровавому убийству внуков пророка Мухаммеда в Кербеле. Заук (Шейх Мухаммад Ибрахим) сочинял на урду классические по форме газели, привлекая образы, метафоры, сравнения и лексику, почти недоступные для понимания рядового человека.

Мирза Асадулла-хан Галиб (1797–1869) был первым великим писателем, использовавшим разговорный урду в поэтическом и прозаическом жанрах. Его путем пошли в конце 19 в. прозаики Саид Ахмад-хан и Хали (Алтаф Хусейн). Мухаммад Икбал (1877–1938), признанный национальным поэтом Пакистана, был бунтарем по духу, его творчество насыщено патриотическими мотивами и преисполнено гордостью за ислам. Сборник Обращение к Богу и Его ответ служит, возможно, ярчайшим свидетельством литературного мастерства Икбала.

Фаиз Ахмад Фаиз, Ахмад Надим Касми и Эсхан Даниш стали в поэзии урду 20 в. выразителями прогрессивных идей левого спектра взглядов. Примером их творческой ориентации является книга стихов Фаиза Руки ветра. В отличие от них Хабиб Джалеб, Ариф Матин и Ахмад Фараз не придерживались радикальных социальных воззрений, но им тоже были свойственны авангардистские стилистические изыскания. Среди прозаиков выделились Эхсан Фаруки, Джамила Хашми, Сайда Султана и Фазл Ахмад Карим Фазли. Произведение Фазли Откройся, истерзанное сердце отразило новые веяния в прозе на урду.

Литературы на панджаби, пушту, синдхи и балучи также располагают обширным наследием. Наиболее знаменитый пенджабский поэт – Варис Шах (18 в.), автор великой поэмы Хир и Ранджха. Начиная с 1950-х годов главными представителями модернистского течения в пенджабской литературе выступают Шариф Кунджахи, Ахмад Рахи, Султан Махмуд Ашуфта, Сафдар Мир и Мунир Ниязи.

Центральной фигурой в литературе на пушту остается Хушкаль-хан Хаттак (1613 – ок. 1687). Из поэтов 20 в. выделяется Амир Хамза Шинвари, а среди прозаиков – Мастер Абдулкарим и Фазлхак Шайда.

Обладающая богатыми традициями литература синдхов дала своего классика – Шаха Абдул Латиф Бхитаи (1689–1752). Видный суфий, поэт насыщал свои произведения философскими идеями, любовью к природе и мистическими раздумьями. По его стопам пошел Сачал Сармаст (1739–1826).

Известные поэты 18–19 вв., писавшие на балучи, – Джам Дуррак Домбки, Мухаммад-хан Гишкори и Фазил Ринд (его Ночная свеча считается классическим собранием стихотворных произведений). В число ведущих поэтов 20 в. входят Ата Шад, Захур Шах Сайяд, Мурад Сахир, Малик Мухаммад Тауки и Момин Базадар. Наиболее весомый вклад в прозу на балучи внес Саид Хашми.

Совет искусств Пакистана стремится сохранить устойчивость региональных стилей в танцах, музыке, скульптуре и живописи. Фольклорные труппы страны гастролируют по всему миру. Ансамбли, исполняющие в стиле кавалли (буквально – пение хором) духовные сочинения об Аллахе, Мухаммеде, его внуках и мусульманских святых, с 1975 с успехом дают концерты на Среднем Востоке, в Европе и Северной Америке.

Другие материалы:

Обзор литературы
При работе над этим рефератом были использованы следующие книги: Утопия и утопическое мышление, антология зарубежной литературы. Под редакцией Чаликовой В.А. Это сборник работ зарубежных авторов по проблемам утопии, где анализируются ра ...

Эстетический идеал красоты
Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике ...

Олимпийский период. Ранняя классика
В мифологии этого периода, связанного с переходом к патриархату, появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон убива ...