Купечество и православие

Другая информация » Купечество и православие

Страница 4

Показательным для отношения горожан к церкви является практика приема причта в дни важнейших религиозных праздников. Обходы домов приходским духовенством имели давнюю традицию. Посещение домов прихожан в дни религиозных торжеств сопровождались угощением и денежным подношением, составлявших в богатых купеческих домах уездных городов в середине XIX в. 5 руб. серебром.

Крестные ходы, празднование важнейших праздников были крупными событиями в жизни горожан. Один из современников, Иван Калашников отмечал, что "всякая духовная процессия была торжеством целого города. Дух религиозности проникал равно во все сердца". Купцы и их семьи были активными участниками всех религиозных церемоний. Во время крестных ходов купечество города занимало почетное место сразу же за чиновниками.

При праздновании именин, свадеб, крестин в среде купечества в значительной степени сохранялись традиции и обряды русского народа. В некоторых районах Сибири эти традиции были особенно живучи. Авдеева-Полевая, описывая праздники и развлечения иркутян, отмечала: "Все это принесено из России; заезжие русские жители сохранили свои обычаи, поверья, обряды, и они поддерживались в самобытной простоте, так что многих коренных русских обычаев нельзя встретить нигде, кроме Сибири".

Обед в праздники был рано. После обеда старшее поколение отдыхало, а молодежь ехала кататься или в гости.

Праздник рождества начинался духовными обрядами: ходили к заутрене, к обедне; после обедни с поздравлениями к старшим. Дочери после обеда ездили с мужьями и детьми к родителям. На другой день делали визиты старшим родственникам и принимали у себя гостей. На святки молодежь увлекалась играми и гаданьями. После святок начиналась пора свадеб. В это время традиционными русскими забавами были катанья по улицам на лошадях, катальные горки.

К празднику пасхи готовились в сибирских городах "богатый как хочет, а бедный как сможет", но повсеместно пекли куличи, красили яйца, делали сыры. В богатых домах шили для всего семейства обновки. Святую неделю проводили в кругу родных и знакомых. В купеческих домах традицией было посылать в это время провизию в остроги и богадельни. Весна приносила новые забавы для молодежи: "Из всех увеселений, известных в столицах, на святой неделе только качели ставят на площади. Тут бывают качели круглые, большие, с сиделками и коньки; народ качается, ездит, другие смотрят".

На праздник пасхи повсеместно принято делать визиты и самим принимать гостей. Е.П. Клевакин оставил описание этого обычая: "Пасхальные дни. Весь город веселится на праздниках. Только кончаются обедни, начинают путешествовать по улицам. Аристократы городские на лошадях ездят, делают визиты. Люди среднего класса, зажиточные подражают аристократии, а те, кто не имеет лошадей, но располагает хоть бы одним рублем, ездит на извозчиках . В каждом доме, в течение недели не убираются со стола пасхальная закуска и вино. На улицах грязь невылазная, но и она не останавливает от шатания праздных людей".

Однако необходимо отметить, что у купечества в пасхальные праздники было принято делать учет товарам, подсчитывать баланс торговли и для "торгового сословия, особенно у такого, у которого большой запас товаров, этот праздник - страдная пора".

Летом по воскресеньям или праздникам, любимым развлечением сибиряков были гуляния по живописным окрестностям города. Излюбленным местом гуляния в Иркутске была река Ушаковка. Вот как это выглядело: "все семейство, иногда и не одно, собираются в воскресенье или какой праздник гулять на Ушаковку, пить чай и купаться. Всю ношу разделяют по частям: один несет самовар, другой чашки, третий булки, калачи, пироги, ведут и несут детей".

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Празднество по поводу рождения сына
Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки, особое внимание в степи уделялось привитию детям этих качеств с самого раннего детства. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, ...

Литературные объединения и журналы русского зарубежья
"Исход" большой части русских писателей за рубеж также способствовал возникновению различного рода объединений, тем более, что по этому параметру в 20-е г.г. между двумя ветвями литературы шло своего рода соревнование. В Париже ...

Арбитры элегантности
Для греков человеческое тело не было «грешным сосудом», они любили красоту и их одежда вполне согласовывалась с телом и его движениями. Основу одежды составлял прямоугольный кусок материи. Женский хитон доходил до щиколоток. Целомудренные ...