Купечество и православие

Другая информация » Купечество и православие

Страница 3

В купеческих семьях имелись приемные дети. Кроме того, в составе семей гильдейцев нередко встречались "воспитанники" - дети, отданные на воспитание несостоятельными родителями, сироты, взятые от умерших родственников, незаконнорожденные. Все они по своим правам отличались от законных детей. Незаконнорожденные и воспитанники не имели права на фамилию своего воспитателя и долю в наследстве. Для того чтобы на них распространились все права, их необходимо было в законном порядке усыновить или удочерить.

В литературе присутствуют различные оценки общего характера внутрисемейных отношений в купечестве. Встречаются резко негативные оценки супружеских отношений в среде торговцев. По мнению В.Я. Лаверычева, "патриархальные традиции, цементируемые властью денег, сохранялись и в начале века и являлись иногда источником семейных трагедий". В последние годы появились работы в значительной степени пересматривающие образ купечества. Так, Е.А. Зуева говорит о том, что в купеческих семьях "в целом, господствующими . были уважение, согласие и взаимопомощь". Т.В. Копцева пишет, что в купеческой среде "семейные взаимоотношения строились в обстановке доброжелательности и взаимной поддержки".

Если же говорить об изменениях в характере внутрисемейных отношений у купцов, то есть все основания признать, что и в этой сфере наблюдались процессы разложения старых патриархальных традиций. Так бийский полицейский чиновник Е.П. Клевакин в своих "Отрывках из бийской жизни" приводил факты о том, что в конце XIX в. встречались случаи, когда сыновья купцов женились уже без благословения (фактически против воли) родителей. Таким образом вступил в законный брак с дочерью отставного военного офицера сын богатого бийского купца Александр Михайлович Сычев. Хотя подобные случаи еще не стали в то время общепринятыми и вызывали негативное отношение, сам факт женитьбы против воли родителей, неслыханный ранее, говорит о многом.

Общественная жизнь купечества сосредотачивалась вокруг городского и сословного самоуправления, культурно-просветительских дел и благоустройства.

По существовавшим в Российской империи законам, сословное самоуправление купечества осуществлялось купеческой управой или старостой. Купеческого старосту ежегодно избирали на общем собрании сословия из числа зажиточных гильдейцев. Он должен был заниматься попечением о сословных делах, следить за исполнением казенных указов, вести ведомости о составе гильдий, следить за сбором податей, выдавать удостоверения для получения паспорта и т.п. Однако в Сибири купеческие общества действовали лишь в немногих крупнейших городах и не играли заметной роли в жизни купечества региона.

Для общественной жизни купечества была характерна филантропическая деятельность разнообразных благотворительных обществ и попечительств. Основные средства от благотворительности шли на пособия для школ, покупку одежды для приютов, бесплатные столовые, ночлежные дома, богадельни. Благотворительность для богатого купечества часто являлась одним из путей повышения социального статуса, приобретения наград, потомственного почетного гражданства и т.п.

В начале XX в. по всей стране распространились общества трезвости. Во многих городах Сибири открываются публичные библиотеки и народные дома.

Большую роль в быту купеческой семьи играло участие в религиозных обрядах: посещение церкви, прием священника, который делал обход прихода раза 4 в год, крестные ходы, крещение детей и т.д. Каждое воскресенье ходили к заутрене или к обедне. В церкви богатые обычно стояли впереди, при этом сначала женщины, а мужчины за ними. Многие современники отмечали большую религиозность купечества. Так Щукин писал: "Во многих видна набожность, состоящая в частом хождении в церковь, ставлении свеч перед образами и земных поклонах. Некоторые из купцов построили на свой счет церкви, сделали в них богатые вклады и вообще радят о церковном благолепии; но о добрых делах они толкуют по-своему. Первым добрым делом считают соблюдение постов, в строгом смысле неедения скоромного; воздержание же, по их мнению, дело другое".

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Как празднуют Новый год в Японии
В Японии период Нового года в Японии называют "золотой неделей". Учреждения и фирмы прекращают работать, как правило, после 28 декабря. Правительственные организации приступают к работе 4-5 января. Крупные универмаги не работают ...

Японская культура
Культура Японии принадлежит к великому кругу азиатских культур, при ее рассмотрении следует учитывать ряд особенностей. Во-первых, необходимо считаться с тем, что традиционная японская культура вкладывалась в значительной степени под влия ...

Литература
Египетская литературная традиция была исключительно разнообразной, а порой и изысканной. Однако ей не были известны драма (существовала лишь в зачаточной форме в виде составного элемента религиозных празднеств, включая ритуал коронации ца ...