Зарождение европейской культуры. Миф и ритуал

Другая информация » Зарождение европейской культуры. Миф и ритуал

Страница 2

Чтобы объяснить единство символического языка человеческого воображения, Юнг постулировал существование в психике человека коллективно-психологического субстрата, почвы индивидуальной психики - коллективного бессознательного. Функциональные структуры коллективного бессознательного - архетипы - Юнг сравнивал со стереометрической структурой кристалла. Это первичные формы, организующие психические содержания, схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества. Результатом актуализации архетипов становятся архетипические идеи, являющиеся основными содержаниями мифологических представлений. Таким образом, в науке сложилось представление о мифах как о структурах, выражающих "необычную" психологическую реальность, т.е. как о символических системах.

Основные категории сознания архаичного человека, такие как пространство, время, причинность, были сформированы именно мифологическими представлениями. Одной из важнейших черт мифа как жанра является отнесение действия к мифическому времени. Практически мифологическое моделирование осуществляется посредством повествования о некоторых событиях прошлого (лишь в некоторых поздних мифологических системах - отчасти и будущего - в эсхатологических мифах). Сущность вещей сводится к их генезису, описать вещь или весь мир - то же самое, что поведать историю её (его) творения. Действия мифических существ, совершенные во время творения, становятся парадигматическими.

М. Элиаде говорит о "платоновской" структуре всякой мифологии: все эмпирическое рассматривается архаичным человеком как "тени" вечных оснований. Мифологическое мышление принципиально не исторично, игнорирует историческую гетерогенность, все многократные изменения профанного эмпирического времени сводит к однократным актам творения, совершенным в трансцендентное время . К этом времени не применима наша категория "далекого прошлого" - каждый год в дни праздников архаичный человек переходит в священное время - первичное мифическое время, преобразованное в настоящее. Итак, время воспринимается мифологическим сознанием как качественно неоднородное, циклическое, обратимое.

Пространство также неоднородно - существует сакральный центр мира ("пуп земли") и периферия, где нарастает хаос. Только сакральная часть космоса представляется архаичному человеку реальностью в полном смысле слова; этот центр - место, где совершается ритуал.

Основателем ритуализма считается Дж. Фрейзер, сопоставивший отдельные мифологические мотивы с традиционными обрядами и выдвинувший теорию о происхождении большинства мифов из ритуалов. Особенно обстоятельно Фрейзер рассмотрел мифологический мотив "умирающего и воскресающего бога" в связи с аграрными календарными культами и более архаичными ритуалами посвящения (МНМ, 1991). Дискуссии об отношениях мифа и ритуала ведутся и по сей день, но можно с уверенностью сказать, что практически каждому ритуалу соответствует миф о его происхождении. Обратное не всегда верно, но если мифы и не отсылают к ритуалу прямо, "они не порывают связи с ритуалом и лежащим в его основе идеями, становясь другим (дополнительным) способом их выражения" .

Ритуал занимает стержневое положение в жизни архаичных обществ. По некоторым данным, "праздники" в своей совокупности могли занимать половину всего годового времени. Что представляет из себя ритуал в психологическом плане трудно понять, не находясь внутри него, т.е. в рамках той же культуры и в том же состоянии сознания. Основным годовым ритуалом практически в любом архаическом обществе является ритуал "обновления мира", связанный с космогоническими мифами, составляющими "костяк" мифологических представлений. Основной смысл космогонического процесса - превращение первозданного хаоса в упорядоченный космос, "неозначенного" и, следовательно, недифференцированного "нечто" в систему бинарных оппозиций ("земля-небо", "свет-тьма", "инь-ян" ). В индоевропейской мифологии главная такая оппозиция - это отец-небо и оплодотворяемая им обожествляемая земля-мать ( в противоположность светлому богу - "темная", "черная" ), от брака которых рождаются остальные мифологические объекты.

В ритуале, как и в мифе, главное - структура, "положительные или отрицательные оценки героев, та или иная мотивация их поступков вторичны по отношению к самим действиям, составляющим синтагматическую структуру". Таким образом, основным содержанием такого ритуала является схема порождения системы категорий, определяющей и мифологические представления. И в силу этиологизма мифологического мышления, в котором "причина" вещи есть её "сущность", по этой схеме, в этих категориях и будет восприниматься мир. "В силу операциональности определения объектов в мифопоэтическом мышлении (как это сделано?, как произошло? и т.п.) актуальная картина мира неминуемо и неразрывно связывается с космологическими схемами".

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Эфес
Примерно в 80 км к югу от Измира лежат руины древнего города – Эфеса. Это один из самых впечатляющих античных памятников и образец ионической культуры. В эпоху античности Эфес был самым крупным и значительным городом Малой Азии. Здесь жил ...

Голицын
А за ними адъютантом Князь Голицын там бежит. С камергерским своим бантом Всех нас со смеху морит. Этот князь Голицын в конце XVIII и в начале XIX веков славился своими забавными и удачными карикатурами на тогдашнее общество; в молоду ...

Колониальная пресса
В 1727 в Аннаполисе стала выходить «Мериленд газетт» («Maryland Gazette»), в 1736 в Уильямсбурге появилась «Виргиния газетт» («Virginia Gazette»). Как отмечает историк американской журналистики Фрэнк Лютер Мотт, к 1765 лишь две колонии, Д ...