Иран в IX - XI вв

Искусство Ирана » Иран в IX - XI вв

Страница 3

" Минаи". Только в Иране получила развитие техника надглазурной росписи легкоплавкими эмалевыми красками, "минаи" (перс.—эмалевый), применявшаяся сравнительно недолго, около двух столетий. Роспись наносилась в несколько приемов на изделия из высококачественной фарфоровидной массы, чередуясь с муфельным обжигом. Яркие, чистые краски выделялись на светлом фоне — слегка голубоватом или цвета слоновой кости. Контур рисунка обводился черной линией — «мертвым краем». Роспись по существу являлась изящной миниатюрной живописью на керамике. В центральном медальоне часто помещалось изображение всадника, как, например, на одной из чаш, композицию которой дополняют четыре пары сидящих фигурок людей и орнаментальные мотивы.

Зооморфные изделия. Большое распространение получили предметы зооморфных форм. Сохранился прекрасный сосуд в форме птицы с женской головой. Фигура изображена сидящей со слегка приподнятыми крыльями, голова увенчана остроконечным убором. Под бирюзовой глазурью выполнена роспись черным.

Металл. Высокого уровня достигла художественная обработка металла, где особенно долго жили традиции сасанидского искусства. В VIII—Х веках сюжеты повторяли традиционные сцены царской конной охоты, придворных пиров. Вместе с тем в XI—XIII веках появляются новые черты. Развивается техника инкрустации бронзы цветными металлами: серебром и красной медью. Зародившись в VIII веке, этот прием часто сочетался с гравировкой и рельефом и получил широкое распространение. Инкрустация выделяла элементы узора, обогащала фактуру изделия цветом. Своими металлическими изделиями славились города Нишапур, Рей, Хамадан.

Миниатюра. Расцвет персидской литературы в Х веке оказал огромное влияние на развитие рукописной книги, на формирование яркого искусства миниатюры. Являясь одним из элементов украшения книги, миниатюра должна была сочетаться со стилем письма и общего оформления рукописи. Постепенно были найдены пропорциональные соотношения между миниатюрой и текстом, между отдельными частями оформления книги. Миниатюрный рисунок служил иллюстрацией к литературному сюжету, используя богатые изобразительные средства для передачи образов, созданных поэзией. Ранние сохранившиеся миниатюры датируются концом XII — началом XIII века. В их стиле ощущается влияние традиций доисламских монументальных настенных росписей. Тесно связанная с плоскостью листа миниатюра испытывает воздействие орнаментальных росписей мусульманской архитектуры, создающихся по законам двумерного пространства.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Обзор литературы
При работе над этим рефератом были использованы следующие книги: Утопия и утопическое мышление, антология зарубежной литературы. Под редакцией Чаликовой В.А. Это сборник работ зарубежных авторов по проблемам утопии, где анализируются ра ...

Эстетический идеал красоты
Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике ...

Искусство миниатюры, каллиграфии и мелодики
Искусство и художественная культура исламской цивилизации развивались по присущим им законам. Запрет на изображение живых существ, каким бы относительным он ни был, ограничивал развитие живописи и скульптуры. В этом мусульмане отставали о ...