Михайловский замок

Другая информация » Михайловский замок

Страница 2

Замок еще не был окончательно готов, когда 1 февраля 1800 г. к нему двинулась торжественная процессия. Царственные новоселы шли от Зимнего. На всем пути следования были расставлены гвардейские полки, раздавалась пальба пушек и музыка полковых оркестров. В замке государя и его семью уже ожидали особы первых пяти классов, высшие военачальники, а также иностранные послы и министры. Придворные недоумевали, как можно жить в таком помещении? Вот как, по воспоминаниям современников, выглядел дворец в ту пору: "Повсюду видны были следы сырости и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиной и шириной в несколько ладоней, тянувшиеся сверху донизу по углам". Темные лестницы и жуткие коридоры, в которых постоянно горели лампы, придавали дворцу вид страшный и таинственный. В нем легко было заблудиться. На площадках дул ледяной ветер. Везде были сквозняки. И двери хлопали неожиданно, наводя ужас.

На другой день, после торжественного переезда, в замке был маскарад. Три тысячи гостей робко бродили по залам, пораженные необычайностью обстановки, но трудно было оценить роскошь и великолепие убранства, потому что от холода, сырости и дымных печей все залы были наполнены синим туманом, и, несмотря на множество свечей, всюду царил полумрак. Император держал себя странно. Казалось бы, сбылась его давняя мечта, но радости от происходящего Павел не испытывал. Наступление нового века его пугало. Вечные страхи усугублялись и различными слухами, которые витали вокруг замка. Так, Блаженная Ксения Петербужская предрекла императору столько лет жизни, сколько букв в надписи над главным фасадом Михайловского замка. Мраморная лента гласила: "Дому твоему подобает святыня Господня во долготу дней". Горожане снова и снова пересчитывали буквы. Выходило 47. Ровно столько, сколько лет прожил император. Последний раз о загадочной надписи упоминалось в 1913 г. Затем буквы исчезли, и сейчас о них напоминают лишь черные точки, зловеще зияющие над Воскресенскими воротами Михайловского замка.

Пытавшийся убежать от собственных страхов, император не нашел покоя даже в этих могучих стенах. Смерть призрачным туманом витала по узким коридорам и просторным залам.

Ночью 9 марта 1801 г., Павел проснулся в холодном поту. Ему снилось, будто на него надели слишком узкую рубашку, которая его душит. Утро следующего дня также было омрачено одним событием. Готовясь к выходу на завтрак, император остановился у зеркала. "Посмотрите, какое смешное зеркало, - горько заметил Павел, - я вижу себя в нем с шеей на сторону". Говорят, в последние дни жизни его величество как-то сник. Всегдашнее беспокойство сменилось апатией. Павел словно махнул рукой на свою судьбу. В ночь с 11 на 12 марта его величество проснулся от громкого гомона птиц. Прошло не более десяти минут, как в опочивальню ворвались заговорщики, и судьба императора была решена.

Точно восстановить картину убийства историкам не удалось, поскольку все бумаги, так или иначе зафиксировавшие события трагической ночи, были уничтожены. Кто-то говорит, что император кинулся бежать, другие отмечают, что его величество прятался в камине, иные заявляют о необычайно смелом поведении императора, который боролся с убийцами. Интересно, что злодеяние совершилось в присутствии как супруги, которая находилась за стенкой, и все слышала, так и любовницы, безмятежно спавшей в нижней комнате. Создается впечатление, что в заговоре участвовали все, и самые близкие и далекие от императора люди. Павла I не спасли ни глубокие рвы, ни подъемные мосты, ни крепкие стены, ни многочисленная охрана. Роковая судьба настигла его высочество даже там, где он, как ему казалось, был в безопасности. 12 марта петербуржцы читали манифест, составленный по поручению Александра сенатором Трощинским: "Судьбам Всевышнего угодно было прекратить жизнь любезного родителя нашего, Государя Императора Павла Петровича, скончавшегося скоропостижно от апоплексического удара". Позднее в народе шутили: "От апоплексического удара золотой табакеркой в висок".

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Покой и движение
Идеологи западной культуры прославляют активность западного человека, противопоставляя ее пассивности человека восточного 5. И действительно ни одна культура не освободила такого количества энергии, как культура европейская. Она как бы на ...

Ампир
Ампир (от франц. empire империя), стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, А. включил ...

Идея чистого содержания, мотив и три аспекта интерпретации
Здесь мы подошли к тому моменту, когда надо вернуться к началу нашего рассуждения и спросить себя: чем мы занимались, интерпретируя эти три сюжета с точки зрения знания? Что было объектом нашего исследования? Сюжеты? Но сюжет не дан нам в ...