Идеологический смысл фресок, объединенных общим названием «Предки Христа»

Другая информация » Сикстинская капелла » Идеологический смысл фресок, объединенных общим названием «Предки Христа»

В процессе работы у мастера все больше проступал тон пессимизма, подавленности, связанности. Это чувствуется в фигурах поздних пророков, отчасти «рабов», но особенно об этом говорят изображения в распалубках и люнетах, обычно объединяемые под названием «предков Христа». В отличие от потолка тут изображены жанровые сцены, проникнутые не физической и волевой, а эмоциональной энергией.

Какими же переживаниями, событиями, мыслями они навеяны?

Микеланджело не мог быть равнодушен к трагедии итальянской земли. Италия испытывала тяготы испанской (на юге) и французской (миланское герцогство) оккупации. Как раз на 1511-1512 гг. приходятся кровавые погромы в Брешии и Прато, резня при вторжениях французских и швейцарских войск, проявления свирепости, жадности; в итоге – разорение и голод. Люнеты внушены пробуждением гражданских чувств, протестом против беззакония и насилия. Они проникнуты человеколюбием, симпатией к простым людям, испытывающим горести и тяготы. Прекрасная молодая женщина расчесывает длинные светлые волосы, и тихая грусть заключена в ее позе, в лице. Мужчина застыл в оцепенении, словно не может отделаться от кошмарного видения. Образы изгнанников: женщина с ребенком приткнулись у стены; старик с посохом сгорблен под тяжестью мешка, и ветер треплет его бороду; беременная женщина; мужчина в позе величайшего отчаяния. По идее – это простые люди (предки Христовы), принявшие на себя страдания мира. По существу же – это обвинительный акт (хотя и приглушенный) против зла, в котором повинны и Медичи, и папа, и французы, и испанцы. Так, создавая идеальную концепцию мира в духе гуманизма, Микеланджело одновременно приоткрыл и темные стороны современной ему действительности. В этом идеологический, общественный смысл Сикстинского плафона.

В росписи Сикстинской капеллы Микеланджело приходит к чрезвычайно важному открытию : стена и потолок приобретают силу движения, они перестают быть непроницаемыми. Они выдвигаются вперед и отступают назад. И одним из главных орудий этой династической стены делается декорация, которая может «отодвигать» стену или «пробивать» ее. Другими словами, отныне декорация живет перед стеной или позади стены. Именно это открытие Микеланджело привело позднее к блестящим триумфам декоративного искусства барокко.

В композиции Микеланджело поместил свой автопортрет. Это своеобразный апофеоз скульптора, переживающего мир телесно, «всей кожей» : в сцене мученичества апостола Варфоломея, последний держит атрибут своей гибели – содранную с него кожу, на которой вместо лица святого художник изобразил свое лицо. Эта фреска трактована как грандиозная космическая катастрофа. Обнаженные фигуры ангелов, святых, грешников увлекает неумолимый поток стихийного движения, которому они не могут противостоять. В центре композиции – Христос, наделенный титанической мощью. С гневом вершит он суд над человеком.

Три с половиной столетия щадило время плафон Микеланджело. Только дым от курений несколько затемнил его. Теперь образовались в потолке трещины, проникла сырость, и в этой стихийной порче нельзя ничего противопоставить. Зато рука человека никогда не касалась этой живописи – высота плафона сохраняла ее неприкосновенность.

Другие материалы:

Искусство как предмет исторического сознания
Я хочу начать лекцию с тезиса академика Д.С.Лихачева о том, что история культуры не есть ее прогресс. История культуры - ее накопление. Однако каждое конкретное явление художественной культуры функционирует по-разному в исторические перио ...

Парфия
Две иранские династии: Парфянская (240в. дон.э.– 226в. н.э.) и Сасанидская (226-642гг. н.э.)– наследовали в Месопотамии и Персии культурное достояние великих держав Переднего Востока: Ассирии, Вавилона и государства Ахеменидов. Несмотря н ...

Мужской костюм
В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее. Туника и тога— основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художес ...