Определение эстетического вкуса

Другая информация » Вкус как эстетическая категория » Определение эстетического вкуса

Поскольку тема вкуса затрагивалась многократно философами-исследователями, то однозначно трудно дать чёткое определение данному понятию, поэтому для выявления его следует обратиться к истории его формирования. На мой взгляд, только лишь проследив определение термина с различных точек зрения, мы сформируем тем самым собственную точку зрения о вкусе

Вопрос об эстетическом вкусе, тесно связанный с нашей повседневностью, с проблемами художественного творчества, мастерства, эстетической теории и практики, приобрёл в наше время дискуссионный характер. Ему посвящены статьи, брошюры и соответствующие разделы в словарях и книгах по эстетике.

У теоретических проблем – как и у художественных – бывает причудливая судьба, то они популярны, то они отодвигаются в тень, то игнорируются. Также сложилась судьба и с эстетическим вкусом. Рассмотрим историю появления этого термина в истории философии.

Для реализации эстетического опыта, эстетической коммуникации (гармонии) человека с Универсумом, восприятия красоты и искусства, выявления эстетической ценности субъект должен обладать некоей специфической особенностью. Это хорошо ощущали многие мыслители с древнейших времён, так Платон, а затем Плотин связывали восприятие красоты с Эросом, то есть любовью к прекрасному, а Аристотель же в понятии катарсиса фиксировал психологический момент художественного переживания. Однако адекватное терминологическое закрепление эта способность получила только в середине XVII века, когда для её обозначения была выбрана категория вкуса, до этого употребляется только в качестве обозначения одного из 5 внутренних чувств, локализованного в ротовой полости. По аналогии с тем, как вкусовые рецепторы способны различать сладкое, горькое, солёное, понятие вкуса было перенесено в сферу эстетического опыта и распространено на способность выявлять (чувствовать) прекрасное, высокую художественность искусства, отличать их от пошлого, безобразного, низкого художественного уровня в искусстве и т.п.

Впервые, в собственно эстетическом смысле, термин «вкус» (gusto) встречается в сочинении испанского мыслителя Бальтасара Грасиана («Карманный оракул», 1646), обозначившего так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного произведений искусства. От него этот термин заимствовали крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII в. появляется много трактатов о вкусе, в которых ставятся важнейшие проблемы эстетики. Следовательно, «вкус» становится одной из центральных категорий эстетической мысли. Как раз в это период эстетика конституируется как самостоятельная философская дисциплина, именно в этот период авторитет красоты и искусства достигает небывалого уровня, а эстетическое воспитание оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений. Центральное место занимал анализ вкуса.

Другие материалы:

Проблема инструментария гуманитарного познания
Так мы вернулись к проблеме междисциплинарного взаимодействия в гуманитарной сфере, но уже не через вопрос "Кого разбудили декабристы?", а через проблему дележки общего инструментария истории и филологии. Проблема межпредметных ...

Релевантное и нерелевантное знание
В нашей предыдущей беседе мы попытались определить понятие невежества, которое представляет интерес для общества и которое может стать предметом рассмотрения отдельной дисциплины, названной нами «социологией невежества». Мы упомянули о то ...

Георгий Иванович Кублицкий – историк, географ, краевед, писатель
Статьи о Г.И. Кублицком дают разрозненные сведения, отображают лишь какой-то определенный период его жизни, творчества. Таким образом, мне пришлось буквально по строчкам восстанавливать биографию моего героя по его произведениям-воспомина ...