"На берегу пустынных волн..." или когда был основан Петербург

Другая информация » "На берегу пустынных волн..." или когда был основан Петербург

Страница 2

Легендарность приведенного рассказа сразу же бросается в глаза, тем более, что о царственности Петербурга Петр стал думать только после Полтавской победы. Кроме того, вообще неизвестно был ли Петр в этот день в окрестностях будущего города. Точно известно лишь, что Петр установил празднование города 16 мая только в 1713 году, о чем есть запись в его "Марсовой книге":

"Между тем временем г. капитан бомбардирской роты (то есть Петр) изволил осматривать близ к морю удобного места для здания новой фортеции, и потом в скором времени изволил обыскать единый остров, зело удобный положением места на котором вскоре, а именно маия в 16 день в неделю (т.е. в воскресенье) Пятидесятницы фортецию заложил и нарек имя оной Санкт-Петербург".

Следует учитывать, что межу этой записью и основанием города лежит десяток лет.

Многие историки пытались и пытаются опровергнуть общепринятую дату основания города. Так П.Н. Петров в свое время указывал:

"Первая бумага из Санкт-Петербурга до сих пор известная уже с числом 1 июля 1703 года; но 28 июня еще обычная помета:

"из лагеря при Шлотбурге".

Он предлагал считать днем основания города день торжественной закладки Петропавловского собора, то есть 29 июня 1703 года в день святых Петра и Павла.

Однако защитники традиционной точки зрения приводят в ее подтверждение донесение австрийского резидента при русском дворе Плейера, из которого следует, что работы над сооружением крепости велись еще до 29 июня.

Есть еще "юрнал" передвижной бомбардирской роты, капитаном которой был Петр Михайлов (т.е. император), поручиком Александр Меншиков и подпоручиком Андрей Лефорт. Приведем выдержку из этого документа:

"1703 г. Май в 10-й день благодарный молебен;

в 11-й день капитан пошел в Шлиссельбург сухим путем;

в 13-й день на яхте гулял на озере верст 10 и больше;

в 14-й день приехал на Сяское устье;

в 16-й день в неделю (т.е. в воскресенье) Пятидесятницы пошли;

в 17-й день приехали на Лодейную пристань;

в 20-й день Иван Синявин к нам приехал;

в 22-й день спустил на воду галиот, именуемый "Курьер".

Из этих записей совсем неясно, где был и что делал Петр в интересующий нас день. Историки спорили до хрипоты, но к единому мнению так и не пришли. Мне лично кажется, что эти записи дают довольно четкое представление об отсутствии Петра на заячьем острове 16-го мая.

Если просмотреть другие бумаги Петра за интересующие нас дни, то обнаружим, что согласно письму к Б.П. Шереметеву 13-го мая царь находился в Шлиссельбурге, но вскоре собирался в Шлотбург. Правда, следует заметить, что относительно точности датировки данного письма имеются очень серьезные подозрения.

На письме Т.Н. Стрешнева из Москвы имеется пометка: "Принято с почты в Шлотбурге мая в 15-й день 1703 года". Известно, что в эти дни Петр был очень обеспокоен медлительностью работ в Лодейной верфи и отправил туда всю бомбардирскую роту для оказания давления на строителей. Да и самого царя мы 17-го мая уже видим в Лодейной пристани. Так что сомнения о присутствии Петра на месте закладки Петербурга именно 16-го мая имеют под собой довольно веские основания.

Как бы там ни было, но Петр по одному ему известным причинам повелел считать днем основания Петербурга 16 мая; может быть только потому, что в 1703 году он приходился на Троицу, и с этим желанием императора приходится считаться. Ведь как ни крути, а именно он выстроил этот город и перенес туда столицу империи. А 29-е июня будем считать днем крестин города. Петербурга. Точнее Санкт-Петербурга. Ведь все-таки город назван именем Святого Петра, а не Петра Великого, как простодушно считают многие наши современники.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Что такое «от кутюр»
Большинство терминов, относящихся к моде и швейному искусству, французского происхождения. Стаж Парижа, как диктатора моды, внушает уважение. Часто встречются термины haute couture (от кутюр) и pret-a-porter (прет-а-порте). На них стоит о ...

Зеленая борода и веер
Из предыдущей главы мы узнали, что в древности и в средние века невежество ассоциировалось именно с практикой, практическими знаниями. Практическая деятельность рассматривалась как нечто недостойное свободного человека, и в определенном с ...

Китайская культура
Каждая из великих классических культур Востока уникальна. Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточн ...