Домский собор

Страница 1

Построенная епископом Альбертом Домская церковь уже не удовлетворяет его. Ему нужен более представительный собор, который своим видом поражал бы приезжих, свидетельствуя о могуществе епископа и о достигнутых им в Ливонии успехах. Для него это важно еще и потому, что торговцы и ремесленники Риги в 1209 году приступили к строительству своего храма — церкви Петра. А ведь самым красивым и роскошным должен быть собор епископа.

1211 год. На торжественную церемонию — освящение места для строительства новой церкви — собралось все высшее духовенство. В лучах солнца сверкают золотые узоры на ризе епископа, развеваются хоругви с изображением святой Марии. Ей епископ Альберт посвятил завоеванные им прибалтийские земли и город Ригу. В ее честь решил он назвать собор церковью святой Марии.

Место, избранное Альбертом для строительства, находилось за пределами епископского подворья — на территории бывшего рыбацкого поселка ливов. Поселок в то время уже не существовал; он сгорел годом раньше, во время набега куршей на поселение чужеземцев в Риге. Курши развели костры у стен города, чтобы выкурить оттуда пришельцев, однако это им не удалось.

Ветром лишь отнесло искры к домам поселка, крытым камышом; возник пожар, уничтоживший весь поселок. Теперь, строя здесь новую Домскую церковь, епископ решил прибрать к рукам и эту опустошенную огнем территорию.

Вскоре в сооружении собора участвовали, чуть ли не все рижские мастеровые — каменщики, каменотесы и другие, знавшие толк в строительстве. Возводимое ими здание было во многих отношениях необычным для здешних мест. Своеобразен был, в частности, сам план строения, напоминавший по форме крест. Мощные стены достигали двухметровой толщины. Полукруглые своды церкви поддерживались высокими колоннами; арки оконных ниш также были полукруглыми.

Строительством руководили опытные голландские и немецкие мастера. Епископ Альберт денег не жалел; он мог не скупиться, так как выкачивал достаточно богатств из завоеванных им прибалтийских земель. Все же, несмотря на все старания, строительство затянулось до середины XIII столетия, и Альберт не дожил до его окончания. Его похоронили в недостроенной церкви, как говорится в летописи, “под третьим камнем, под светильником”. Прошли века, прежде чем Домский собор стал таким, каким мы его видим сегодня.

Рядом с собором был построен монастырь для Домского капитула — собрания высших духовных сановников епископства. Мощные кирпичные корпуса этого здания охватывают четырехугольный двор. Вдоль всего первого этажа тянется галерея с крестовыми сводами, открытые проемы которой обращены на двор. Это так называемый крестовый ход, по которому с заунывными песнопениями, с горящими свечами в руках некогда шествовали монахи, поминая страдания и смерть Христа. По крестовому ходу, соединяющему все части бывшего монастыря, можно пройти и в церковь.

Рядом с крестовым ходом в XIII столетии было сооружено еще одно строение. Это — сумрачный зал собраний Домского капитула, под массивными сводами которого обсуждались важнейшие церковные дела. Здесь сановники епископства вымаливали божье благословение для католической церкви во всем, что она творила на завоеванных ею прибалтийских землях.

Нам неизвестны имена строителей Домского собора и монастыря. Может быть, одним из них был тот лив, чей каменный бюст по сей день виднеется на консоли северо-восточного фасада церкви. Эта скульптура, напоминающая, по замыслу ваятеля, об участии коренного населения Риги в строительстве Домского собора, многое повидала на своем веку. Церковь неоднократно перестраивали и расширяли; вместо известняка в качестве строительного материала все шире применяли кирпич. Элементы романского стиля, в котором собор был первоначально построен, постепенно дополнялись другими архитектурными стилями. В 15 столетии был повышен средний неф и сооружена высокая, стройная башня. В годы реформации Домский собор, как и другие церкви, подвергся разгрому. Пострадало и его ценное, созданное в течение веков внутренне убранство. Сохранились лишь две резные работы по дереву, относящиеся к 15 веку. Одна из них изображает святую Марию, другая - Адама и Еву. Имена мастеров, создавших эти произведения, неизвестны.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Мода-решето
Во времена мрачной испанской моды известный колорит внесли швейцарские и германские наемные воины. Они просто начали прорезать дырки в одежде в тех местах, где она больше всего жала и стягивала. Сквозь отверстия виднелось белье, которое с ...

Империя Ахеменидов
Огромная империя связала воедино совершенно разные народы — египтян и кочевников северо востока Ирана, индийцев и финикийцев, иудеев и греков. При Ахеменидах была выработана единая имперская идеология, отразившаяся в официальном искусстве ...

Наследство Лермонтова в Тарханах
В литературе о Лермонтове утвердилось мнение, что свою крепостную собственность – 16 ревизских душ – Лермонтов унаследовал от покойной матери, а та в свою очередь получила их после смерти своего отца. Изучая ревизские сказки разных лет по ...