Что такое готика

Страница 2

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитек-турно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краб-бы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики — декор, статуи фаса-дов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотво-рённой красотой, искренностью и благородством.

На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превраща-лись в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс пап-ского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, вопло-тившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.

В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, рас-ширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представ-ления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульп-тура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй смени-лись подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со вре-менем возник интерес к реальным природным формам, к физической красо-те и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аф-фекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гро-теск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху рас-цвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высо-кого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем разви-тия цехового ремесла.

В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптур-ные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и по-золоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сло-жился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные реликва-рии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напо-минающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к оду-хотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументаль-ность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фанта-стических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Раз-нообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, си-ние и жёлтые тона.

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббат-ства Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Бо-гатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры де-кора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными вит-ражами. С середине 13 века величественные соборы строились в других ев-ропейских странах — в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Ис-пании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатст-во в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интер-претацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Мужской костюм
Основными частями испанского мужского костюма были сорочка, колет, набедренные штаны, верхняя одежда. Сорочка под наглухо закрытым колетом не играла важной декоративной роли в костюме, за исключением брыжжевого воротника и высоких манжет ...

Онтология математического дискурса
Практически в любом математическом рассуждении решается проблема существования какого-либо предмета. Это можно принять, прежде всего, как своего рода эмпирический факт, поскольку содержанием значительной части теорем любого раздела матема ...

Проблемы брачности
Межнациональные браки в иммигрантской среде, браки между представителями немецкой и русской, немецкой и еврейской национальности, по оценкам экспертов, мало распространены. Почти все эксперты весьма сдержанно отнеслись к тому, чтобы рассм ...