Что такое готика

Страница 1

Готический стиль — это художественный стиль, явившийся завер-шающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Цен-тральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозна-чение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С нача-ло 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая цер-ковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеоло-гии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущест-венно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было со-отнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Для Готики характерны символико — аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследо-вала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитек-туры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизован-ных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, тор-говых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере разви-тия общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средне-вековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможно-сти познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развива-лись градостроительство и гражданская архитектура.

Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто об-страивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх — этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обыч-но в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, ста-новившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пла-стических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике — пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами — распалубками.

Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы — контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными ок-нами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творче-ское величие усилий человеческого коллектива.

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середи-не 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3—5 — нефные базилики с поперечным нефом — трансептом и полукруго-вым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цвет-ным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконеч-ных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (три-фория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых не-фов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Пророки и сивиллы
Своей предельной глубины Микеланджело достигает в отдельных фигурах пророков и сивилл. Раньше изображения пророков отличались только именами и атрибутами. Микеланджело характеризует их по возрастам, по свойствам пророческого дара, воплоща ...

Иерусалим и Афины
В нашей прошлой беседе мы остановились на развитии открытого знания и особенно много внимания уделили идеалу открытого знания в еврейском обществе. Мы упомянули, что приблизительно во времена последних пророков и Эзры-книжника в Средиземн ...

Культура Ирана
На смену Вавилонии и Ассирии пришла в VI веке до н.э. Иранская империя. искусство Ирана, как полагают исследователи, - еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников, более спокойное: в нем почти нет той жестокости, к ...