Культура в XV-XVIII веках

Другая информация » Культура в XV-XVIII веках

 

Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом в 40-х годах XV века дало первые плоды в армянской действительности в начале XVI века. Однако на протяжении долгого времени печатные книги на армянском языке появлялись не в самой Армении, где не было необходимых условий для издательского дела, а в зарубежных армянских колониях. Долгое время эти издания были связаны в основном с деятельностью армянского купечества.

Первая армянская книга вышла в свет в Венеции в 1512 г. Она называлась «Пятничной книгой» и содержала материалы, относящиеся к средневековой медицине. В следующем, 1513 году было издано еще пять книг, в том числе «Песенник», «Календарь», «Псалтырь». К сожалению, мы имеем очень мало сведений об армянском первопечатнике; известно только, что его звали Акопом Мегапартом. Но кто он, как попал в Италию, был ли владельцем собственной типографии или напечатал эти книги в чужой типографии,—об этом нам ничего не известно.

Дело Акопа Мегапарта продолжил Абгар Тохатеци, который известен также под именем Абгара Дпира. В 1565 г. он напечатал в Венеции «Календарь» и «Псалтырь». Вскоре Абгар переселился в Константинополь, где продолжил свою издательскую деятельность.

В XVII веке важным центром армянского книгопечатания стал город Амстердам (Голландия). По поручению католикоса Акопа Джугаеци в 1660 г. Маттеос Цареци основал там типографию и начал издавать армянские книги,. Этому содействовал местный гравер Христофор Ван-Дирк, отливший для армянской типографии различные шрифты. Материальную помощь типографии оказали армянские купцы. В 1662 г., через год после смерти Цареци, армянское издательское дело в Амстердаме возглавил Воскан Ереванци.. По его инициативе вышли в свет «История» Аракела Даври-жеци, «География» Анания Ширакаци и шестнадцать других трудов. Впоследствии Воскана сменили Товма Нуриджанян родом из Вананда и его земляки Маттеос, Микаэл и Гукас.. В 1695 г. они издали «Всеобщую географию», «Историю Армении» Мовсеса Хоренаци и другие труды. До 1717 г. Нуриджанян и его друзья выпустили в свет четырнадцать книг, но, не сумев покрыть свои расходы и впав в долги, вынуждены были закрыть типографию.

Издательским делом занимались также в городе Джуге (Джульфе), где в 1637—1638 гг. была основана типография, В 1641 г. здесь вышла в свет объемистая книга—«Жития св. отцов». Примечательно, что в этой книге впервые в армянском книгопечатании применены цветные маргиналии.

В XVII—XVIII вв. армянские типографии были основаны во Львове, Ливорно, Мадрасе, а в Константинополе, Венеции и других городах, наряду со старыми, были созданы новые. Оживленную издательскую деятельность развернула созданная в 1717 г. в Венеции армянская католическая конгрегация, которую по имени ее основателя Мхитара Себастаци называют конгрегацией Мхитаристов. Мхитаристы выпускали в свет книги как религиозно-догматического, так и филологическо-арменоведческого характера. Они издавали также переводы произведений античных писателей.

В конце XVIII века армянские типографии были созданы в России—в Петербурге, а затем в Новом Нахичеване и Астрахани. Владелец типографии в Петербурге Григор Халдарян в 1780-х гг.. издал ряд ценных книг, в том числе «О Вардане и армянской войне» Егише и русско-армянский словарь.

В Армении первая типография была основана в 1771 г. в Эчмиадзине по инициативе католикоса Симеона Ереванци. Вначале бумагу для нее привозили из Константинополя и других мест, но вскоре приглашенные из Франции мастера построили здесь бумажную фабрику, которая с 1776 г. обеспечивала нужды типографии.

Другие материалы:

Грамматист и его язык
Человек нормального склада ума склонен пренебрежительно относиться к занятиям лингвистикой, пребывая в убеждении, что нет ничего более бесполезного. Столь малая полезность, которую он усматривает в этих занятиях, связана исключительно с в ...

Хэппенинг
Хэппенинг (happening), вид театрального представления, в котором событие и действие являются самоцелью, а не частью драматического сюжета. Впервые хэппенинги стали устраивать нью-йоркские художники и скульпторы в начале 1960-х годов. Само ...

Мужской костюм
Основными частями испанского мужского костюма были сорочка, колет, набедренные штаны, верхняя одежда. Сорочка под наглухо закрытым колетом не играла важной декоративной роли в костюме, за исключением брыжжевого воротника и высоких манжет ...